Из цикла «Законы ихуда», темы: Законы Ихуда, Зеев Гринвальд
«И спросили у него: Где Сара, жена твоя? Он сказал: Вот, в шатре» (Берешит 18), —нам сообщается, что наша праматерь Сара была скромной.
Сказал рав Йеуда от имени Рава, а возможно, от имени раби Ицхака: «Знали ангелы Служения, что наша праматерь Сара была в шатре, а что же тогда значит (их вопрос и ответ) “в шатре”?» (Он был задан), чтобы сделать ее еще привлекательней для мужа, (сообщив ему, что она скромнее остальных ее подруг).
(Бава меция 87а)
По некоторым мнениям, если женщина заперла разделяющую их дверь таким образом, что мужчина не в состоянии войти в ее комнату (и комната останется запертой, пока в квартиру не придет кто-то еще или пока внешняя дверь не будет открыта в общественное владение), запрет йихуда не действует (см. примечание)3.
♦ Некоторые запрещают мужчине и женщине находиться в этих комнатах, даже если никто из них не заходит в комнату другого10. Хазон Иш устрожает в соответствии с этим мнением (см. примечание).
Продолжение на следующей странице
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
1 Игрот Моше, и см. Двар алаха относительно внутренней и внешней комнат.
2 Там же. И см. ниже закон о ситуации, когда две расположенные рядом квартиры соединены запертой дверью.
3 Так следует понимать слова Мишны бруры в Шаар ациюн. И см. Петах абаит о том, что такое же разрешающее постановление вынесли раби Йосеф Хаим Зонненфельд и Хазон Иш.
4 Хазон Иш.
5 См. Бейт Меир, Нехпа бакесеф, Хида, Диврей Малкиэль, Паним меирот, Хелкат мехокек. См. также Двар алаха и источники, перечисленные в Петах абаит.
6 Диврей Малкиэль и Шаар Йосеф. И см. в Двар алаха о том, что внутренняя и внешняя комнаты, когда дверь из внутренней комнаты во внешнюю открыта, рассматриваются как одна комната.
7 Двар алаха. И см. там же о том, что Хазон Иш запретил уединяться с молодой женой в состоянии ниды, если квартиры организованы таким образом.
8 См. Петах абаит.
9 Разрешающие: Рамбам, Тур и Шульхан арух, Таз согласно мнению Роша (он запрещает в случае, когда один прошел в комнату другого), Бейт Йосеф и другие.
10 Запрещающие: Раши, Тосафот Ри Азакен, Меири, Ран, Ритва, Ям шель Шломо, Шаарей Йосеф согласно мнению Роша, Пискей Рош, и см. Двар алаха, Шевет а-Леви и Петах абаит, где приводятся различные подходы к проблеме.
Следует устрожать согласно этому мнению, кроме как в случае, когда речь идет о человеке, который всегда руководствуется мнением Рамбама и нашего господина Мехабера (например, о представителе восточных общин). В нашем случае Рамбам и Шульхан арух высказывают облегчающее мнение.
11 См. Двар алаха. Это разрешение не действует в случае молодой жены — ниды.
12 Хазон Иш.
13 Баал Галохойс Гдойлойс и Петах абаит.
14 Таз и Хазон Иш.
Когда две эти квартиры, расположенные вплотную друг к другу, находятся в таком месте, где не ходят люди, существует опасение, что мужчина и женщина все-таки зайдут друг к другу в квартиры, и поэтому необходимо внимательно следить, чтобы двери этих квартир были постоянно заперты. (См. Хохмат Адам и Шевет а-Леви).
15 Шевет а-Леви.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»