Из цикла «Законы ихуда», темы: Законы Ихуда, Зеев Гринвальд
Запрещено устраивать в своем доме, находящемся в совместном дворе, вход напротив входа и т.д. Откуда мы это выводим? Сказал раби Йоханан: «Поскольку в стихе сказано: “И присмотрелся Билам, и увидел Израиль, расположившийся лагерем по своим коленам” (Бемидбар 24). Что он увидел? Он увидел, что входы в их шатры не направлены один напротив другого, и сказал: “Эти достойны того, чтобы на них пребывала Шехина”».
(Бава батра 60а)
***
«И не следуйте за своими сердцами и за своими глазами» (Бемидбар 15). Сказал раби Леви: «Сердце и глаз — это два посредника в совершении грехов. Стих говорит: “Отдай, сын мой, свое сердце Мне, и глаза твои пусть будут направлены на Мой путь” (Мишлей 23). Сказал Святой, благословен Он: “Если ты отдашь Мне свое сердце и свои глаза, Я буду знать, что ты — Мой”»
(Йерушалми, Брахот 1: 5)
Некоторые поским придерживаются мнения, по которому, если дверь закрыта (хотя и не заперта), йихуд запрещен3.
Если у соседей не принято заходить в эту квартиру, йихуд в ней запрещен, даже если дверь закрыта, но не заперта9.
Если в соседних квартирах или во дворе живут только женщины — йихуд запрещен.
Законы «охранника» приводятся ниже, в главе 8. «Охранниками» являются: женщина, муж которой находится в этом же городе, его мать или дочь, ее отец, ее сын, ее брат, мальчик или девочка в возрасте «охранника», и другие.
Раби Майша, внук раби Йеошуа бен Леви, говорит: «Всякий, кто видит непристойное зрелище и не дает своим глазам насытиться им, удостаивается приветствовать Шехину, поскольку стих говорит: “И зажмуривающий глаза, чтобы не видеть запрещенного…” (Йешайя 33) — а что сказано затем? “Он в высях будет обитать”; и сказано также: “Царя во всей Его красе увидят твои глаза” (там же)».
(Дерех эрец раба 1)
Приведем краткий список мест и ситуаций, в которых не действует разрешение «входа, открытого в общественное владение» (несмотря на то, что вход на самом деле открыт)20.
Закон в этих местах меняется в зависимости от времени суток и т.д. Если возникло алахическое сомнение, необходимо спросить раввина, имеющего право выносить постановления. Большинство случаев уже указано выше, и здесь они приведены лишь для полноты списка:
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
1 Кидушин (81а) и Шульхан арух.
2 Сборник респонсов Рашбы, Радваз, Мабит, Рабейну Йона, Эзер мекудаш, Питхей тшува, Биньян Цион и Мааршам. См. Двар алаха, где приведены и все эти мнения, и мнение Хазон Иша. А в книге Петах абаитнаписано, что в словах Рашбы, Радваза и Мабита невозможно усмотреть доказательство того, что они разрешают йихуд, если дверь закрыта, но не заперта.
Сегодня двери многих квартир устроены так, что если они захлопнулись, открыть их снаружи невозможно (даже если их специально не запирали ключом). Такая дверь считается запертой, и при входе в такую квартиру необходимо проследить, чтобы дверь не захлопнулась, иначе возникнет ситуация запрещенного йихуда.
3 Тшувот раби Акива Эйгер, Бейт Меир, Бейт Шломо, Нехпа бакесеф (эту книгу написал раби Навон, наставник Хиды). См. также Довев мейшарим, Шевет а-Леви и Петах абаит.
4 Радваз, Тшувот Бней Цион и Петах абаит.
5 Кнессет агдола (приводится в Баэр эйтев), Биркей Йосеф, Питхей тшува, Хохмат Адам и Двар алаха.
6 В Двар алаха говорится, что Хазон Иш постановил для своего времени, что в Бней-Браке прохожие остаются на улице и йихуд разрешен до 10 часов вечера. Понятно, что это время будет меняться в зависимости от места и эпохи. Я слышал от раввинов, имеющих право выносить постановления, что сегодня в больших городах, таких, как Иерусалим и Бней-Брак, до 11 часов ночи дверь, несомненно, считается «открытой в общественное владение». В отношении более позднего времени все зависит от местных условий; см. Петах абаит.
7 См. Двар алаха и Петах абаит. Там же говорится о том, каков закон большого города, в котором люди ходят по улице даже в самые поздние ночные часы, в ситуации, когда дверь по-настоящему открыта в общественное владение, но помещение не освещено.
8 Двар алаха. Там также приводятся другие подробности этого закона. См. также Петах абаит. Хохмат Адам сомневается в этом законе, поскольку, возможно, разрешение йихуда действует только в случае, когда дверь открыта в настоящее общественное владение, а не во двор.
9 Там же.
10 Эзер мекудаш, Биньян Цион, Кнессет агдола, и см. Двар алаха и Петах абаит.
11 Эзер мекудаш, Биньян Цион, Кнессет агдола, Двар алаха, и см. дополнительные подробности в Петах абаит.
Некоторые запрещают уединяться в этих местах. Согласно их мнению, разрешено уединяться, полагаясь на «открытый выход в общественное владение», только в случае, когда проходящие по улице могут от входа увидеть место уединения без необходимости входить в саму комнату. (См. Двар алаха, а также Шевет а-Леви и Петах абаит).
12 Радваз, Питхей тшува, и см. Двар алаха.
13 Респонсы Нода биуда, Эзер мекудаш, и см. Двар алаха. Этот закон относится к случаю, когда через окно видно все, что происходит в комнате. В случае, когда через окно видна лишь часть комнаты, следует запрещать йихуд, согласно закону «внутренней и наружной комнат», приведенному в главе 7. См. Петах абаит. Двар алаха разрешает йихуд в той части комнаты, которую видно из окна.
14 См. Двар алаха относительно окон, которые расположены выше улицы: чтобы увидеть происходящее в комнате, необходимо невысоко вскарабкаться. См. сказанное об это в Петах абаит. И см. в Двар алаха и Петах абаит о том, каков будет закон, если окно выходит не в общественное владение, а расположено напротив окна другой квартиры и т.д.
15 Двар алаха. См. Биркей Йосеф и Питхей тшува.
16 Респонсы Рашбы, Радваз и Двар алаха. Разрешение уединяться с неевреем действует только в случае, когда нет опасности изнасилования.
17 Биркей Йосеф, Питхей тшува, Хикрей лев, и см. Двар алаха.
18 Рабейну Йерухам, Биркей Йосеф, Хелкат мехокек, Нода биуда, раби Акива Эйгер, и см. Двар алаха и Петах абаит.
19 Биркей Йосеф, Таз, и см. Шевет а-Леви.
20 См. Двар алаха о том, что есть некоторые авторитеты, устрожающие требования закона и запрещающие йихуд даже в случае, когда имеется вход, открытый в общественное владение. А в Петах абаит написано, что этот запрет представляет собой «украшение заповеди» (и не обязателен для соблюдения — перев.), так как по букве закона такое уединение, несомненно, разрешено.
21 Дополнительные подробности см. в Двар алаха.
22 См. Эзер мекудаш.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»