Из цикла «Законы ихуда», темы: Законы Ихуда, Зеев Гринвальд
«И зажмуривающий глаза, чтобы не видеть зла» (Йешая 33). Сказал раби Хия бар Аба: «Этот тот, кто не смотрит на женщин в тот момент, когда они стоят над стиркой». В каком случае (восхваляет его стих)? Если есть другая дорога, а он пошел (по этой) — он злодей! (Несмотря на то, что зажмурил глаза, поскольку ему вообще нельзя было приближаться, а следовало, наоборот, отдалиться от преступления). А если нет другого пути — он нарушает запрет вынужденно! Несомненно, говорится о случае, когда нет другого пути, и даже в этом случае он должен избегать нарушения (отвести глаза).
(Бава батра 57б)
(1) Отец, сын или брат уединяющейся женщины.
Мать, дочь или сестра уединяющегося мужчины.
(2) Мальчик или девочка (их возраст будет указан ниже).
(3) Пять женщин, которые недолюбливают друг друга и потому не станут покрывать друг друга, (а всем расскажут о совершенном преступлении). Вот список этих женщин:
(а) Две йевамы (жены двух братьев по отцу).
(б) Две цары (жены одного мужа).
(в) Женщина и ее свекровь (мать мужа).
(г) Женщина и дочь ее мужа (дочь мужа от другой жены).
(д) Женщина и дочь ее свекрови (сестра мужа).
***
Ниже будут приведены дополнительные алахические подробности этой проблемы.
Это разрешение включает йихуд с двумя женщинами, которые замужем за двумя братьями по отцу6 (на языке алахи: две йевамы), а также йихуд с двумя женщинами, одна из которых — сестра мужа другой (на языке алахи: «женщина и дочь ее свекрови»).
Алахические подробности йихуда с женщиной, муж которой находится в этом же городе, приведены в главе 4.
***
Данные о возрастах, приведенные на этой странице — это средние данные, указанные в соответствии со средним развитием мальчика и девочки. Возможны, однако, изменения, как в ту, так и в другую сторону. Иногда мальчик в возрасте шести лет еще недостаточно развит и недостаточно внимателен, чтобы считаться «охранником», избавляющим от нарушения запрета йихуда. А иногда, наоборот, мальчик младше девяти лет уже очень развит и потому не считается охранником16.
Девочка:
С пяти или шести лет17. Хазон Иш постановил, что девочка продолжает считаться охранником до десяти или одиннадцати лет (см. примечание)18.
Некоторые раввины придерживаются мнения, что девочка считается охранником только до девятилетнего возраста19.
Мальчик:
С возраста пяти20 или шести21 лет. (См. примечание22 относительно верхней границы возраста мальчика).
Во время недалекого путешествия (в Земле Израиля большинство путешествий именно таковы) нет необходимости в дополнительном охраннике.
В примечании23 разъясняется, что считается долгим, а что — коротким путешествием.
(1) В ранние ночные часы, когда еще не принято идти спать27.
(2) Когда люди пришли просто в гости и имеют в виду вернуться домой, а не оставаться ночевать28.
Сказано в барайте: Тот, кто отсчитывает монеты женщине из рук в руки, чтобы посмотреть на нее, даже если он располагает заслугой изучения Торы и совершения добрых дел, сравнимой с заслугой Моше-Рабейну, не избежит суда в Геиноме, согласно сказанному: «Из руки в руку — не очистится от зла» (Мишлей 11), другими словами — не очистится от суда в Геиноме.
(Брахот 61а)
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
1 Таково мнение Рамбана и Рашбы, Бейт Шломо, раби Хаима Фаладжи в его книге Хаим вешалом, Игрот Моше и других. Двар алаха пишет, что Хазон Иш тоже разрешал это, и см. Петах абаит, где сказано, что великие раввины выносят разрешающее постановление.
Есть мнение, по которому эти женщины не помогают сделать разрешенным йихуд с другой женщиной. Хида, Баал Аафлаа, Питхей тшува и другие считают, что родственницы станут покрывать его и не раскроют его секрета, а потому они не являются охранниками при йихуде с другой женщиной.
2 Петах абаит в качестве источника этого закона приводит Диврей Малкиэль и книгу Маарама Зискинда. См. Игрот Моше, который разрешил йихуд с матерью и дочерью.
3 Двар алаха приводит мнения раввинов относительно того, нужен ли дополнительный охранник в случае матери и сына.
4 Даркей Моше, Маари Вайль, Хелкат мехокек. И см. Петах абаит, где сказано, что даже согласно подходу Рамбама и Шульхан аруха, которые запрещают йихуд с двумя мужчинами, в данном случае это будет разрешено, так как родственник охраняемого считается охранником и для других уединяющихся.
Питхей тшува пишет, что родственник женщины не считается охранником для второго мужчины, и закон этого йихуда будет таким же, как закон йихуда одной женщины с двумя мужчинами, как разъяснялось выше, глава 3. Выше сказано, что основное мнение раввинов по этому поводу — разрешающее.
5 Трактат Кидушин и Шульхан арух. Этот закон действует все то время, пока муж жив и не развелся. Дополнительные подробности относительно жен двух братьев и женщины и сестры ее мужа — в Двар алаха.
6 Как сказано выше, причина, по которой йихуд разрешен, состоит в том, что эти женщины недолюбливают друг друга и не станут покрывать друг друга. Из слов раввинов можно сделать вывод, что и в наше время, когда не делают йибум, а только халицу (и они не опасаются оказаться женами одного мужа — перев.), йихуд с «двумя йевамот» разрешен. Левуш, Яшаш, Таз, Бейт Шмуэль, Хохмат Адам и Хафец Хаим приводят этот закон без оговорок. Подробное изложение см. в Петах абаит.
7 Разрешение действует только для матери мужа, но не для жены свекра (мачехи мужа). Питхей тшува и Двар алаха.
8 Закон этих пяти женщин приведен в Шульхан арухе. И см. Двар айихуд.
9 Левуш, Бейт Шмуэль, Шевет а-Леви и Двар алаха. Йихуд с развратным мужчиной и т.д. разрешен, пока нет опасности изнасилования, а есть только опасность соблазнения.
10 Ям шель Шломо и Таз. И см. Шевет а-Леви и Двар алаха. Относительно йихуда с этими двумя женщинами ночью, Бейт Моше запрещает, а Перах матэ Аарон разрешает. См. обсуждение различных подходов в Петах абаит.
11 Йосеф омец и Эзер мекудаш. И таково же мнение и других раввинов, основанное на том, что, «поскольку они защищены, они охраняют».
12 Хохмат Адам, Баал Аафлаа, Нехпа бакесеф. В Петах абаит доказывается на основании мнения раввинов, что и к этому случаю относится правило, по которому «всякий, кто защищен, — охраняет». См. Двар алаха.
13 Рамбам, Хохмат Адам, Шульхан арух.
14 Трактат Кидушин, Шульхан арух, Шах и Хохмат Адам.
15 Двар алаха.
16 Двар алаха и Петах абаит.
17 В Двар алаха приводятся различные мнения на этот счет. Макне в конце трактата Кидушин говорит, что она считается охранником, начиная с трех лет, а Цемах Цедек полагает, что она не считается охранником даже в четыре года. Он выносит постановление, согласно которому в случае йихуда, запрещенного по Торе, девочка считается охранником с пяти лет и старше, и см. в первоисточнике его мнение относительно йихуда по постановлению мудрецов.
18 В сборнике респонсов Паним меирот приводится постановление, что девочка продолжает считаться охранником до двенадцати лет, и таково же мнение Крейти уфлейти, Амакне, Хохмат Адам и Хафец Хаима. В Петах абаит сказано, что Хазон Иш постановил, что девочка десяти лет считается охранником, и ему задали на это вопрос о противоречии его постановления с подходом Баха, по которому девочка считается охранником только до девяти лет. Он ответил, что в наше время все возрастные критерии сдвинулись вверх, а потому девочка считается охранником до десяти или одиннадцати лет.
19 Бейт Шломо, Питхей тшува, Хохмат Адам, Шевет а-Леви.
20 Бах и Хохмат Адам.
21 Хазон Иш (приводится в Двар алаха) постановил, что мальчик старше шести лет рассматривается как охранник.
22 По мнению Рамы и большинства раввинов, чье мнение приведено выше, в главе 3, одной женщине разрешено уединяться с двумя мужчинами. Поэтому верхней границы возраста мальчика нет, так как уединяющийся мужчина и мальчик вместе рассматриваются как двое мужчин, йихуд с которыми разрешен. Напротив, по мнению Рамбама и тех, кто с ним согласен, женщине запрещено уединяться с двумя мужчинами, а потому мальчик считается охранником, избавляющим от нарушения запрета йихуда, до 12 лет (согласно мнению Амакне в трактате Кидушин и других). А некоторые говорят, что мальчик рассматривается как охранник до девяти лет (Бах и Хохмат Адам).
23 Разъясним различие между дальним и коротким путешествием. Долгим путешествием называется такое, во время которого возникает опасение, что одному из участников понадобится в туалет, а второй станется с женщиной наедине. Путешествие называется коротким в случае, если можно отложить посещение туалета до его окончания, или если на пути есть остановки, на которых можно посетить туалет. Согласно этим критериям, заметная часть путешествий в Земле Израиля — короткие. См. также Петах абаит и Мацевет Рахель.
24 Рама, Бейт Шмуэль, Хелкат мехокек, Хохмат Адам. См. также Двар алаха и Петах абаит.
Поским упоминают мнение, что в дороге нет необходимости в двух охранниках, поскольку если охранником является ребенок, ситуации йихуда не создастся, так как мужчина (уединяющийся) просто пойдет с ним, а женщина останется одна. Речь при этом идет о ситуации, когда женщина не побоится остаться в одиночестве.
Согласно этому мнению, если в качестве охранника выступает девочка, с ней вместе будет отходить женщина, а мужчина останется в одиночестве, так что йихуда не возникнет. (Рабейну Йерухам, Даркей Моше, Дриша и другие. Подробно см. в Двар алаха).
Практическая алаха требует устрожать требования закона и требует наличия двух охранников. Таково мнение Баха и Бейт Шмуэль. Амакне написал, что таково мнение большинства поским. См. Петах абаит.
25 Рама, Хатам софер, Эзер мекудаш, Хохмат Адам и другие.
26 Раавад, Дриша, Эзер мекудаш, и см. Двар алаха и Петах абаит.
27 Хатам софер и Паним меирот, приводится в Двар алаха.
28 Так следует понимать слова Раавада. Шевет а-Леви.
29 Рама, Довев мейшарим, Двар алаха. Этот закон называется: «охранник, который входит и выходит». Прочтите, что написано об этом в респонсе Рашбы. Брит Яаков, Эзер мекудаш, а также Петах абаит разъясняют, что при «входящем и выходящем охраннике» йихуд разрешен. Но в сборнике респонсов Маариля Дискина вынесено решение, запрещающее йихуд при «входящем и выходящем охраннике».
30 Сам охранник должен тоже следить за тем, чтобы не нарушить запрет йихуда.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.