Темы: Недельная глава, Насо, Дарование Торы, Доверие, Рав Бенцион Зильбер, Вера
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей.
Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме.
В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.
СТЕПЕНЬ ДОВЕРИЯ
О величайшем в истории евреев и в истории всего человечества событии — даровании Торы на горе Синай — рассказывает глава «Итро» второй книги Пятикнижия, «Шмот». Событие это произошло шестого сивана 2448 года по еврейскому календарю. Праздник, посвященный вручению Торы Израилю, назван Шавуот, поскольку евреи получили Тору спустя ровно семь недель после исхода из Египта («шавуот» на иврите — «недели»).
Евреи пробыли в пустыне половину месяца нисана и ияр. В начале третьего месяца, сивана, Всевышний передал им через Моше, что сделает их «царством служителей святому» (Шмот, 19:5),a если они будут слушаться Его указаний. Не позаботившись узнать, в чем состоят эти указания, евреи согласились. В главе «Мишпатим» книги «Шмот» (24:7) приводится знаменитая фраза, которой евреи ответили на сделанное им предложение: «Наасе ве-нишма» — «Сделаем и будем послушны», что можно понимать и как «сделаем и выслушаем».
Талмуд в трактате «Шабат», лист 88, говорит, что этот ответ восхитил Всевышнего («Кто раскрыл сынам Моим секрет, что так поступают ангелы?!») и что Он послал ангелов, чтобы в награду за такой ответ они увенчали евреев двумя коронами: одной — за «наасе», другой — за «нишма».
Там же в Талмуде мы находим такой эпизод. Великий мудрец Рава сидит над Торой и настолько погружен в свое занятие, что не замечает, что наступил себе же на руку (по-видимому, он сидит на земле, скрестив ноги) и из пальца у него течет кровь. Увидев эту сцену, некто говорит Раве:
— До чего вы торопливый народ! Хватаете прежде, чем разглядите что (буквально он сказал: ставите уста перед ушами). Разумный человек выслушивает предложение, обдумывает, насколько ему это нужно или по силам, а потом уже отвечает, принимает его или нет. Вы — безрассудные люди.
Ответил ему Рава: Мы идем по прямой. Прямота прямых людей ведет их (к цели). Вы идете по кривой. Кривизна идущих по кривой грабит их (в смысле: уклонение от должного наносит ущерб поступившему не так, как должно).
Гемара объясняет: евреи, не рассуждая, взялись выполнять то, что повелит Б-г. Именно это имел в виду насмешник, говоря: сперва делаете, потом думаете. Типично еврейское поведение — кидаться в дело, очертя голову и не видя ничего вокруг. Вот и сидите в крови.
Представим себе обычную житейскую ситуацию «продавец — покупатель». Какой подрядчик не хочет продать построенный им дом? А раз хочет, то, конечно, будет говорить о его достоинствах, а не недостатках. Какой покупатель купит дом или квартиру без тщательной проверки? У него есть все основания думать, что подрядчик хочет скорее использовать его, чем облагодетельствовать. Отказаться от проверки в таком случае — безрассудство. Никто так и не делает.
В чем только антисемиты не обвиняют евреев! Но, кажется, в глупости и неосмотрительности евреев не подозревают даже антисемиты. Почему же евреи приняли Тору, не выяснив, что это такое?
Попробуем найти ответ, рассмотрев другую ситуацию. Отец и сын. Отец владеет заводом и в старости хочет закрепить права владения за своим единственным, горячо любимым сыном. Естественно, все делается очень официально: приглашают адвоката, сыну предлагают подписать кучу бумаг. Надо думать, он подпишет их, не колеблясь. Можно, конечно, представить себе и такое: сын собирает бумаги в стопку, кладет в портфель и заявляет: сначала ознакомлюсь как следует. Но тогда — что это значит? Что он по какой-то причине не доверяет отцу.
Что предшествовало дарованию Торы на Синае? Исход из Египта. Всевышний освободил евреев из тяжкого рабства, вывел их из тюрьмы, из которой еще не выходил никто. Он сделал это, совершив ради них невиданные чудеса. Все, что Всевышний совершил для евреев в Египте, и все, что Он сделал для них в пустыне, доказывало, что Всевышний глубоко их любит. Евреи не сомневались, что Б-г желает им добра и точно знает их возможности.
Существуют два подхода к делу: подход «насмешника» (бизнес, практическая деятельность) и подход Равы (полное доверие к тому, кто его заслуживает).
Всевышний предлагал Тору всем народам. И все, кроме евреев, отнеслись к делу, как «насмешник», прежде всего поинтересовавшись, что от них потребуется. Ну, и выяснилось, что предложение не подходит: Эдом не видел возможности выполнять заповедь «не убивай», Амон и Моав не желали отказаться от отношений, которые Тора называет развратом, Ишмаэль считал, что «не грабь» — это нереально. А евреи согласились, даже не зная, чего от них потребуют.
Понятно, что у евреев было больше оснований, чем у других народов, доверять Всевышнему. Все народы видели могущество и справедливость Всевышнего, но с особой добротой Он отнесся именно к евреям. Но ведь, как известно, наше доверие к другому определяется не только фактами, но и нашими личными особенностями, и мы, увы, иногда доверяем тому, кому не следует, и не доверяем тому, кому следует, несмотря на факты.
Евреи полностью доверились Всевышнему — и родились как народ, проводящий в жизнь мира Его Учение.
Не обладай евреи способностью безгранично доверяться Всевышнему, мы не были бы сегодня народом Торы.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»