В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.
В этой главе мы не находим привычного названия, возможно, потому, что, по мнению некоторых комментаторов, десятая глава продолжает предыдущую, девятую главу. Она развивает тему зла, начатую в девятой главе, где говорится о том, что Б-г не оставляет безнаказанным никакое злодейство и так или иначе, рано или поздно, но приносит утешение страдальцам.
Царь Давид начинает главу с вопроса, почему иногда может показаться, что Б-г оставляет злодейство без внимания. Он анализирует чувства и мысли человека, который хочет и может творить зло, и говорит, что корень злодейства — в неправильном представлении об устройстве мира и принципах управления миром его Создателем.
Зачем же Б-г разрешает таким людям действовать и добиваться успеха? Почему вмешательство Всевышнего не всегда происходит явно для людей? Задавая эти вопросы, Давид не философствует — он просто просит Всевышнего открыто и сразу вмешиваться в ход событий, если они неблагоприятны для хороших людей.
Кстати, Мидраш «Ялкут Шимони» называет четыре случая, когда человек предъявлял претензии к Высшему суду: Давид в псалме, который мы сейчас читаем ( «Для чего, Г‑сподь, стоишь вдали…»), Ирмеяу в «Эйха» («Плач Ирмеяу»), Асаф и сыновья Кораха — в псалмах. Всевышний отвечал Давиду так: «Посмотри внимательно. Разве это Я отдалился от евреев? Они сами отдалили Меня!» Ирмеяу на упрек в забвении Он сказал: «Разве Я забыл? Евреи Меня забыли!» На жалобу Асафа и сыновей Кораха, что Всевышний скрыл от народа Свое лицо, Б-г отвечал: «Не я Скрыл. Они скрыли!» Так что, как видим, ситуация выглядит по-разному с земли и с Небес. Но это так, кстати.
Глава завершается призывом: «чтобы не был больше тираном смертный на земле».Эти слова можно соотнести с последней строкой девятой главы: «…пусть знают народы, что они — [лишь] человек». Оба эти стиха имеют основой общую просьбу к Б-гу — сделать так, чтобы люди всегда помнили, что они лишь простые смертные, над которыми есть Высший суд.
В комментариях Радака на теилим говорится, что этот псалом следует читать человеку, когда он в беде или когда его кто-то преследует, поскольку речь здесь идет о том, как злодеи ловят в свои сети бедных и слабых, которые не в силах от них спастись. Причем под бедными и слабыми подразумеваются и просто отдельные люди, и автор псалма царь Давид, и весь еврейский народ в целом.
1 Для чего, Г-сподь, стоишь вдали, отводишь взгляд в час беды?
2 Спесь злодея преследует бедняка, уловлены [бедные люди] кознями, что подстроили [злодеи].
3 А злодей [еще и] хвастает [тем, что утолил] желание своей души, алчный клянет и поносит Г-спода.
4 Злодей в своей гордыне не ищет [Б-га], Б-г отсутствует во всех его расчетах.
5 [Думает, что будут] удачны его пути всегда, [что] Твой суд [слишком] высоко от него, [что] всех своих недругов он [словно] сдует.
6Говорит в сердце своем: не пошатнусь, никогда не [будет] мне плохо.
7 [Фальшивыми] клятвами полны его уста, хитростью и обманом, а под языком у него — грех и ложь.
8 Сидит в засаде за дворами, тайком убивает невинного, глаза его выслеживают бедняка.
9 Подстерегает тайно, как лев из своего логова, укрывается [чтобы] схватить бедняка, хватает бедняка, затягивая свою сеть.
10 Пригнется, умалится — и обрушивается всей своей силой на достояние бедняков.
11 Говорит в сердце своем: забыл Б-г, закрыл Свое лицо, не увидит никогда.
12 Поднимись, Г-сподь, Б-г, занеси Свою руку, не забудь смиренных.
13 Почему злодей поносит Б-га? [Потому что] говорит себе в душе: [Б-г] не взыщет!
14 Ты же видишь! Ты смотришь [не вмешиваясь] на притеснения и обиды, и Своей рукой даешь [злодеям] действовать. [А ведь] на Тебя надеется бедняк, Ты всегда был поддержкой сироте.
15 Сокруши силу злодея, взыщи за его злодейство, чтобы его и не найти было.
16 Г-сподь будет царствовать вовек, исчезнут [чужие] народы с Его земли!
17 Чаяния смиренных [Ты] услышал, Г-сподь. Укрепи их сердца, и [пусть] ухо Твое их услышит.
18 Рассуди сироту и угнетенного, [чтобы] не был больше тираном смертный на земле.
Когда Б-г приходит на помощь человеку, человек ощущает Его близким к себе. А когда враг одерживает над ним верх, у человека возникает чувство, что Б-г отдалился от него ( «Для чего, Г-сподь, стоишь вдали…»). И еще. Поддержка Всевышнего может проявляться открыто и явно для всех (как сказано в девятой главе, где Давид описывает открытое проявление Небесного суда: «Когда враги мои отступают, [они] спотыкаются и исчезают перед Тобой. Ибо Ты вершишь суд и разбирательство…»). А может — скрыто, путем, который нам представляется чередой естественных событий, т.е. путем косвенным, отдаленным. И об этом тоже спрашивает Давид в первом стихе десятой главы: «Для чего, Г-сподь, стоишь вдали…», почему не всегда вершишь Свой суд явно? Для чего действуешь так, что может показаться, что не действуешь вообще, что Ты не управляешь происходящим?
Злодеи двуличны, твердят о своей честности и благородстве ( «[Фальшивыми] клятвами полны его уста, хитростью и обманом»– стих седьмой), а сами строят коварные планы, полагая, что в мире нет Суда и нет Судьи и можно делать все, что хочешь ( «Б-г отсутствует во всех его расчетах»– стих четвертый). И даже если они понимают, что у мира есть Творец, то не думают, что существует Провидение, что Творец постоянно управляет делами мира: «забыл Б-г, закрыл Свое лицо, не увидит никогда»– стих одиннадцатый. Они притесняют, обирают, губят людей в уверенности, что Всевышний не станет с них взыскивать за преступления (стих тринадцатый).
Давид просит Б-га сокрушить злодеев и, как всегда, быть поддержкой праведным. В семнадцатом стихе он говорит: «Укрепи их сердца, и [пусть] ухо Твое их услышит».Слово «тахин», которое здесь переведено как «укрепи», буквально означает «подготовь». Талмуд говорит, что сила молитвы зависит от степени сосредоточенности, внимательности человека к тому, что он говорит. И поэтому, если «подготовить сердце», то больше шансов, что «ухо (Всевышнего) услышит» молитву человека.
Под «тираном» в последнем, восемнадцатом, стихе ( «[чтобы] не был больше тираном смертный на земле») комментаторы понимают прежде всего те народы, среди которых еврейский народ находился и находится в рассеянии после разрушения Первого и Второго Храма.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.