Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
За одеждой скрыт человек, а в нём скрыта душа

«Рассказ подобен одежде. И следует знать, что за одеждой скрыт человек, а в нём скрыта душа — и она главное! Так и рассказ, он — одежда для содержания, смысла и идеи; а в них — душа, которая вся — тайны Кабалы!» 

Абарбанель (Берешит)

«בראשיתבראאלקיםאתהשמיםואתהארץ« (א

„В начале сотворил Б-г небо и землю“(1:1)

После изгнания евреев из Испании (1492 г.) многие из них поселились в городе Салоники (сейчас Греция). Постепенно они сделались главенствующей силой в городе: порт был закрыт в субботу, даже нееврейские банки и правительственные учреждения не работали, ибо всем было известно, что евреи отмечают субботу, а посему — некому вести дела и торговать!

Паша, градоначальник Салоников, весьма уважал евреев и, особенно, еврейских мудрецов. При встрече с ними он вставал. Некоторые из советников не могли спокойно наблюдать, какое почтение паша оказывает евреям.

Однажды они пришли к паше и сказали: „Понятно, что город не работает в субботу, поскольку нет у нас выхода — вся торговля в их руках! Но зачем выказывать им такое уважение и почёт?“

Ответил им паша: „А почему нет?“

Сказали они: „Творец унизил их, а мы возвысим? Разве не унижаемы и не преследуемы они, евреи, везде; разве не попирают их повсюду. Посему тот, кто оказывает уважение евреям, нарушает волю Творца!“ 

Ответил паша: „Завтра я дам вам ответ“.

Вечером послал он гонцов министрам и советникам с сообщением, что все они приглашаются совершить прогулку на пароходе. Наутро отцы города прибыли в порт, одетые в лучшие одежды и поднялись на корабль, намереваясь насладиться прогулкой и приёмом.

Вышел паша на палубу и сказал: „Посмотрите-ка, над нами — небеса, под нами разверзлась бездна морская, море простирается до горизонта, а в море — акулы, хищные рыбы, и нет в нём спасения. Что отделяет нас от бездны? Несколько досок, называемых кораблём?! А если утонет корабль…“

Б-г с тобой!“ — вскричали все, как один, — ведь судном управляют опытные моряки!»

«И вы полагаетесь на них? — спросил паша, — ведь вы их совсем не знаете…»

Пассажиры молчали.

«Я хочу взглянуть на тех, в чьих руках наша безопасность», — сказал паша, и стал спускаться в машинное отделение. Все двинулись за ним и увидели трёх матросов, бросавших уголь в топку котлов. Лица матросов были красны от котельного жара, руки и одежда черны от сажи и угля.

Обратился паша к своим приближенным и сказал: «Я не могу с этим согласиться! Разве это уважение к власти, когда безопасность паши, представителя султана, зависит от этих чёрных от грязи людей? Ну-ка, уважаемые, мой заместитель и ты, министр финансов, и ты, тайный советник, замените поскорее этих матросов!»

Все трое побледнели и заговорили разом: «Эта работа требует специальных навыков. Необходимо знать каждое колесо и каждый винтик, знать, как и сколько угля загружать в каждую топку. Сейчас корабль в надежных руках. А если мы займём их места, то все утонем!»

«Пойдёмте, — сказал паша, — жарко здесь. Поднимемся на палубу».

Когда все поднялись, улыбнулся паша и сказал: «Знайте, что весь мир подобен этому судну, и все мы — его пассажиры и, как они, каждое мгновение подвержены опасности.

Но есть на корабле «машинное отделение» — это ешивы, и есть в них «снабжение котлов топливом» — это молитвы евреев к Творцу и изучение Торы, полученной Моше на горе Синай. «Котельщики — это еврейские мудрецы и праведники. И, если пассажиры довольны прогулкой на корабле, они должны быть благодарны котельщикам из машинного отделения в грязной и засаленной одежде, которые трудятся в поте лица, дабы привести судно в порт назначения». Так закончил паша свою речь, и нечего было возразить ему.

О том же говорили мудрецы: «В начале сотворил Б-г небо и землю» — ради Торы, называемой «началом», как сказано: «Г-сподь создал меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (Мишлей 8:22). И ради Израиля, как сказано: «Израиль — святыня Г-сподня, первые плоды (начало) Его (Ирмияу 2:3).

И ещё сказано: «Весь мир получает пропитание благодаря сыну моему Ханине. А сыну моему Ханине достаточно горсти рожков от субботы до субботы».

«…וכבשהורדובדגתהיםובעוףהשמיםובכלחיההרמשעל-ארץ(א, כ»ח)

«И владычествует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, ползающими по земле» (1:28)

Сказанное выше справедливо, если люди ведут себя так, как того требует Творец.

300 лет тому назад в городе Мекнесе (Марокко) арабы поймали львицу и привели в подарок царю. Посадили львицу на цепь, и назначили араба кормить её и следить за ней. Однажды львица сбежала и нанесла большой ущерб. Тогда приказал царь держать её в еврейском квартале: даже если убежит, то навредит только евреям — ну и что из этого? Попытки евреев откупиться ни к чему не привели, и животное поместили во дворе рядом с синагогой, который с той поры стал называться Дир алавия, т.е. «Двор Львицы». Львица сидела в клетке на цепи, и каждый день, утром и вечером, приходил араб, чтобы покормить её.

Однажды араб — случайно или намеренно — оставил дверь клетки открытой. Рано-рано утром, когда солнце ещё не поднялось, львица порвала цепь и пошла гулять по улицам, пока не забрела в синагогу, где в это время, как обычно, сидел рав Шмуэль Бен Ваиш. Львица зарычала. Рав, не разглядев, что перед ним львица, и думая, что это собака, начал бить её палкой! Львица продолжала рычать, а рав продолжал её бить и гнать из синагоги! В это время пришел араб, а с ним — слуги царя, чтобы забрать львицу и вернуть во дворец. Царь решил подарить её одному из министров. Не найдя львицу в положенном месте, бросились слуги царя на поиски, пока не услышали рычание и не увидели, как бьет рав хищное животное. Отвели львицу во дворец, а история о святости рава стала известна всем.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами"


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»