Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

"("וכל מבחר נדריכם (י"ב, י"א"

"И всё, избранное по обетам вашим, что вы обещали Г-споду”(12:11)

Рав Яаков Коэн с острова Джерба (5512/1852 – 5570/1910) узнал в детстве, что человек, воспользовавшийся Храмовыми святынями, обязан принести жертву меила. Но нет сегодня Храма, чтобы принести в нём жертву. Посему постарался рав из­учить талмудический трактат Меила, чтобы ему засчиталось это как принесение жертвы – из самого лучшего, что есть. И даже написал рав прекрасную книгу Меиль Яаков вместо жертвы. В предисловии к книге, написанном рабаним острова Джерба, написано, что р. Яаков решил изучать этот трактат Талмуда, потому что обычно его не учат. А особенно ценно исполнять заповедь, которой пренебрегают.

(" וזבחת מבקרך ומצאנך... כאשר צויתיך " ( י"ב, כ"א

...то зарежь из крупного и мелкого скота ...как Я повелел тебе(12:21)

В городе Микнессе (Марокко) жил в большой нужде выдающийся поэт раби Давид бен Хасин. Он хотел получить должность резника, то ответственные за шхиту (ритуальное зарезание животных) в городе препятствовали ему. Тогда р. Давид составил книгу гимнов, посвящённых шхите, и стал приходить поутру в синагогу, расположенную по соседству с домом рава города. Каждый день р. Давид исполнял там новый гимн из книги. Не прошло много дней, и рав Микнесса заинтересовался, кто этот неизвестный поэт, знающий столь хорошо законы шхиты, что сложил об этом гимны. В результате р. Давид очень скоро получил должность резника.

("וכל ישראל ישמעו ויראון ולא יוספו לעשות כדבר הרע הזה בקרבך" (י"ג, י"ב

А весь Исраэль услышит и убоится, и не станут более делать такого зла в среде твоей (13:12)

В 5687 (1927) году донесли в НКВД, что в стенах главной синагоги Бухары спрятаны слитки золота. (Как известно, большевики, придя в Бухару, изъяли у евреев всё золото и деньги. И, чем больше денег изымалось, тем больше измывались над евреями, чтобы получить у них ещё и ещё. В конце концов, остались евреи ни с чем). Милиционеры, услышав о тайнике, в котором спрятаны слитки золота, пришли к синагоге вместе с рабочими и с инструментами для разрушения в руках, чтобы разрушить синагогу и извлечь слитки золота.

Придя к синагоге, милиционеры послали позвать р. Хизкию Рабина, который был в это время дома. Рав оделся и пришёл в синагогу. Офицер обратился к раву и объяснил ему, что властям известно о слитках золота, спрятанных в стенах синагоги, что запрещено по закону – поэтому рав должен подписать акт о разрушении.

Услышав это, ответил рав: «Не дай Б-г вам разрушить синагогу из-за доноса». Офицер стоял на своём. Рав сказал ему: «Если найдёте золото, то я согласен получить любое наказание, которое считаете нужным. Но, если не найдёте ничего, то я прошу вас отстроить стены синагоги. Во-вторых, я прошу вас, чтобы был наказан доносчик, и вы больше не верили ему. Кроме этого, я должен вам сказать, что наши предки спрятали в стенах синагоги старые и испорченные свитки Торы».

Рабочие начали рушить стены синагоги. Слухи об этом быстро распространились по всему городу. Вскоре мужчины, женщины и дети – все пришли к синагоге, стали плакать и взывать к небесам, видя синагогу, малый Храм, разрушаемую на их глазах.

Когда рабочие разрушили стены до основания и не нашли ни единого слитка золота, а только спрятанные свитки Торы, как и сказал рав, ушли милиционеры с тем же, с чем и пришли. Древние свитки Торы послали в музей в Ленинград

В шабат после чтения свитка Торы рав встал, поднялся на трибуну и сказал: «Я знаю, кто донёс в НКВД и благодаря перу которого разрушены стены синагоги. До тех пор пока мы отстроим синагогу, пройдёт много времени, общество пострадает, и будет потеряно много общинных денег. Поэтому, так же как хотел доносчик навредить нам, и посему разрушена синагога, так пусть будет послано ему наказание с небес, мера за меру да не будет отменена». Так и произошло. В течение месяца обвинили доносчика и посадили в тюрьму, где был убит. «Так да погибнут все враги Твои, Г-споди» (Шофтим 5:31)

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.