Темы: Свиток Торы, Синагога, Где учить Тору, Община
Офаким — небольшой израильский город, ничем другим не отличающийся от множества других. Как и любой другой, в нем множество новых репатриантов, в первую очередь из бывшего СССР. Но чем Офаким уникален — прекрасным вечерним колелем для русскоязычных евреев, с ежедневными уроками, множеством хеврут. Колель, по сути, является ядром небольшой общины, в основном выходцев из Кавказа. И вот — в синагогу «Ор Элияу», где находится колель, был привезен по инициативе руководителя колеля рава Михоеля Гитлина, первый кошерный свиток из тех, которые были до сих пор в синагоге!
Несколько сотен человек, с песнями и танцами несли свиток Торы по тихим провинциальным улочкам, а местные жители с удивлением высовывались из окон.
Танцы, слова Торы, выступление раввинов — настоящий праздник для небольшой нарождающейся общины. Приехало несколько кавказких раввинов, и даже рав Иуда Якубов, который в эти дни открывает большую новую синагогу в городе Тира Кармель.
Мы говорим с молодым аврехом Реувеном Илишаевым, равом синагоги «Ор Элияу»: «Люди хотят вернуться к Традиции отцов, но как? Ведь идишкайт строится на религиозных людях — организаторах общины, раввинах, дающих уроки и т.д. В этом главное отличие Офакима от других подобных городков — здесь живет относительно большая группа русскоязычных аврехим, в основном молодых, полных энергии и желания поделиться своими знаниями и образом жизни с бывшими согражданами. Кто мог поверить, когда мы с равом Михоелем Гитлиным решили открыть вечерний русскоязычный колель в этой синагоге, кто мог подумать, что каждый вечер будут приходить многие десятки евреев? Синагога ожила.
Сейчас здесь дает урок даже рав Зеев Вайсбин — самый знающий и авторитетный из «русских» талмидей хахамим нашего города.
В заключении праздника состоялся урок Рава Бен Циона Зильбера, специально приехавшего из Иерусалима, урок, который собрал всех — и учеников, и русскоязычных аврехим. Урок затянулся до позднего вечера, слушатели не хотели отпускать редкого гостя, снова и снова задавали вопросы...
Вот как оценивает происходящие организатор колеля важный аврех Михоель Гитлин:« Организация «Толдот Йешурун», под руководством рава Ицхака Зильбера, которая объединяет молодых русскоговорящих преподавателей Торы, в первую очередь — аврехим, пытается использовать драгоценный потенциал, который заложен в русскоговорящих бней Тора. Так произошло и в Офакиме, где с благословением рава Хаима Камиля нам удалось сформировать сильную группу энергичных аврехим, которые с радостью отдались вечернему преподаванию для своих нерелигиозных сверстников. Язык очень объединяет, сближает людей, помогает им в трудной дороге Тшувы. В этом главная составляющая успеха — что людей не „приближают“, не „охмуряют“, а учат Торе. Через изучение Торы молодые репатрианты приближаются, и сами делают свой выбор — соблюдать или не соблюдать. Ведь этот тяжелый выбор невозможно навязать, можно лишь дать знания, свет, что обеспечит свободу выбора. Весь этот трудный, часто мучительный процесс в нашем случае облегчен русским языком, хотя у нас преподают и ивритоговорящие аврехим, для тех немногих, кто знает иврит в совершенстве».
Каковы впечатления рава Бен Циона Зильбера от поездки? Он говорит: «Колель в Офакиме необычен не только размахом, и кипучей энергией, которую вносит прежде всего Михоель Гитлин. Главная его особенность относительно нашей организации «Толдот Йешурун», основанной ашкеназкими равинами — равом Эльяшивом, равом Штайманом, равом Шмуэлем Оербахом — что ученики колеля в Офакиме на 80 процентов состоят из кавказких евреев, сфарадим. Но это не должно разъединять, — благодаря языку нашей бывшей «родины» Свет Торы льется на всех. Дай Б-г, чтобы таких мест было больше и больше, — я знаю, какая огромная потребность в словах Торы есть среди кавказкой общины. Надо вспитывать кавказких аврехим, а тем, которые есть, — помогать открывать новые уроки. И в этом мы видим главное содержание нашей работы, работы «Толдот Йешурун» — привлечь молодых русскоговорящих аврехим к открытию новых уроков, новых мест Торы».
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»