За особо тяжкие преступления, такие, как осквернение Имени, злодейское убийство, кровосмешение, гомосексуализм и скотоложство, а также за осквернение шаббата, Санэдрин, Высший Еврейский Суд, мог вынести приговор на один из четырёх видов казни. Скила — наказание камнями, хэнек — удушение, саиф — отсечение головы и срефа — сжигание (в рот преступника заливали расплавленный свинец).
Смертный приговор Санэдрин выносил очень редко, раз в несколько десятков лет. Такой Суд получал название «кровавый». И судьи, после вынесения приговора, объявляли о самороспуске.
Нет у нас Храма и нет Санэдрина, но Небесный Суд «Дин мин ашамаим» не дремлет.
Когда узнаём, что человек утонул (хэнек), или погиб в автоаварии (скила), или погиб от ножа (саиф), или сгорел при пожаре (срефа), следует задуматься, что привело к гибели. Не был ли это «Дин мин ашамаим».
Небеса могут осудить человека за преступление, которое нам кажется несерьёзным и незначительным проступком. Это потому, что мы не представляем себе его последствий.
Например, то, что на иврите называется «лецонут», высмеивание, шутовство. Есть люди, для которых нет ничего святого. Не дай Б-г попасться им на язык! Как говорится: «Ради красного словца не пожалеет и отца».
Вот, что случилось с одним «лецаном», насмешником, который получил сразу четыре наказания.
На жизнь он зарабатывал анекдотами и шутками, высмеять мог любого. Люди боялись его языка, но приглашали на разные торжества, развлекать гостей.
Это случилось в «моцей шаббат», то есть, когда окончился шаббат, пятнадцатого числа месяца шват в 5656 году от сотворения мира. Один богатый человек пригласил лецана на ужин, чтобы шуткой и смехом помог скоротать долгий зимний вечер.
Его усадили с одной стороны стола, а напротив сели хозяин, жена и дети. Приступили к еде, он тоже стал есть и веселить их анекдотами, шутками и сплетнями.
Подали жареную рыбу. Лецан положил в рот кусок и не заметил крепкую кость внутри. Хотел что-то сказать, но кость застряла в горле. Задохнулся, захрипел, упал головой на стол и умер.
Все в ужасе вскочили. Хозяин поднял его голову, но ничем уже не мог помочь.
— Что делать, — заплакала хозяйка, — скажут, что убили намеренно.
И что сделали? На втором этаже жил доктор. Отнесли тело к его дверям, посадили, как будто он сам сидит, постучали несколько раз и убежали.
Доктор услышал стук, открыл двери и увидел человека, сидящего на полу. На лестничной площадке был темно. Доктор наклонился. чтобы рассмотреть лицо человека, споткнулся об его ноги и упал.
Лестничная площадка была маленькой, поэтому, доктор полетел по ступенькам, но падая, потащил за собой того, кто сидел у его двери. На шум выскочили жена и дети доктора, помогли ему встать, и тут с ужасом увидели, что человек, сидевший у двери. мёртв. Значит, доктор убил его, решили они.
Не долго думая, подняли тело и потащили в тёмную ночь, подальше от дома. За углом светилось одно маленькое окно. Они поднесли его поближе и прислонили к стене, чтобы он стоял лицом к окну. И убежали, пока никто не заметил.
Портной и его помощник спешили в эту ночь закончить срочный заказ. Помощник перегрел утюг и вышел на улицу остудить его на воздухе. И увидел, что кто-то стоит и смотрит на окно их мастерской. «Наверное, вор», решил он. Закричал на него, но тот не ответил. «Ах ты, бандюга, — рассердился помощник портного, — я тебе покажу!» И с силой швырнул утюг на стоявшего напротив их окна человека. Человек упал.
На шум вышел портной, подошёл к трупу и в ужасе закричал: «Ты убил человека!»
Вот горе. Портной и его помощник схватили тело за руки и за ноги и потащили подальше, на другую улицу. На углу они поставили труп стоя и прислонили к каменной стене большого дома губернатора. И убежали.
В это время возвращался к себе домой один пьяный человек с бутылкой водки в руках. Он увидел, что кто-то стоит, прислонившись к стене большого дома на углу, подошёл поближе и предложил выпить.
Тот не ответил. Предложил опять, не отвечает. «А, ты не хочешь разговаривать со мной, — закричал пьяный, — я тебе покажу!» И с размаху ударил его бутылкой по голове. Бутылка разбилась, а стоявший у стены завалился на колени и упал.
На шум выскочили полицейские, охранявшие губернатора. Увидели человека, сжимавшего в руке горлышко бутылки, и убитого, на земле, скрутили руки убийце и поволокли в тюрьму.
На следующий день весь город знал, что как какой-то пьяница убил лецана и жалели его. Пьяницу тоже жалко, ведь повесят.
Портной разбудил своего помощника и говорит: «Ты убил человека, а невиновного повесят?» И погнал его в полицию.
Жена доктора говорит мужу: «Это ты убил человека, если сам не пойдёшь в полицию, я пойду!» Куда деваться, пошёл.
Хозяйка дома, где лецан ел рыбу и подавился, сидит и плачет. «Почему из-за меня, — говорит, — должен быть наказан невиновный. Я иду в полицию!»
В полиции они встретились. Каждый покаялся и рассказал о своей вине. Следователь был в изумлении — кого же тут можно обвинить? «Дин мин ашамаим», Суд Небесный?
На следующий день похоронили лецана. Весь город был на похоронах.
Его сыну было в то время восемь лет. Из года в год, в годовщину смерти отца, он собирал дома миньян для минхи и арвита, читал мишну, кадиш и ашкаву.
В десятую годовщину, когда мальчику было уже восемнадцать лет, собралось только девять человек. Пошёл он на улицу искать десятого. Видит, стоит у входа в синагогу старик, просит его войти десятым в миньян.
— Не пойду, — сказал старик, — нет у меня обуви, ноги в грязи, не могу войти в твой дом и испачкать полы.
— Пойдём, — говорит юноша, — дома ты омоешь ноги тёплой водой, а я дам тебе носки и обувь.
— Стыдно мне, — отвечает, — войти в чистый дом, одежда моя грязная, вонючая, вшивая.
— Не беспокойся, я искупаю тебя горячей водой и дам одежду моего отца, да упокоится его душа в мире.
— Не могу идти, нет сил у меня, два дня крошки во рту не было. Вы будете долго читать молитвы, я не выдержу.
— Пойдём! Накормлю тебя и напою, отдохнёшь, а потом станем читать молитвы. Будь десятым в нашем миньяне.
Привёл старика, искупал, одел в чистое, обул, накормил. Помолились, прочитали всё, что следует читать в день памяти, благословили на мезонот, фрукты и плоды земли. Исполнил сын свой долг.
Когда все разошлись, остался юноша один в полутёмной комнате тосковать об отце. Сидит, представляет его живым и весёлым. Десять лет прошло со дня смерти. Плохо сыну без отца, кто поймёт слёзы сироты… Мать заглянула в комнату: «Иди, сынок, спать, — говорит, — поздно уже».
Но он не пошёл спать, взял книгу Мишнаёт и стал учить вполголоса. Читает и плачет. Читает и плачет. Пока не прошло время хацот лайла, время полуночи.
Вдруг видит — из тёмного угла выходит его отец. Живой, лицо светится, подходит, целует сына. Говорит: "Не устояли Небеса перед твоей молитвой и перед твоей праведностью. Ты освободил меня от наказания Небесного Суда, и я иду в Ган Эден.»
Чтобы и мы с вами были удостоены доброй вести. Аминь.
ОБЯЗАННОСТИ СИРОТЫ
Учил рабби Хаим Виталь, зехэр цадик ливраха, от имени Святого Аризаля, что в течение 12 месяцев душа умершего поднимается в высшие миры и спускается, чтобы подняться опять.
Рав Ицхак Йосеф пишет со слов отца, гаона, учителя нашего, рабби Йосефа Овадьи, что в последний шаббат года со дня смерти душа поднимается и больше не спускается в наш мир. Даже, если не завершились полные 12 месяцев.
Поэтому, в последний шаббат годовщины смерти отца или матери, обязательно следует быть в синагоге и подняться к чтению Торы. В день смерти отца или матери дети должны поститься и делать пожертвования для бедных, на иешивы и на синагоги.
Сын обязан в этот день усиленно заниматься Торой, учить Мишну, читать Теилим. И хорошо ему в этот день быть хазаном.
От шаббата, предшествующего годовщине, до дня смерти, который также называют йорцайт, сын должен читать кадиш. Мидраши рассказывают о множестве случаев, когда сын, читая кадиш. спасал душу отца от страшного наказания.
Кадиш составлен на арамейском языке, понятном для мэлахим. Это особая форма прославления Творца. Сирота читает «Кадиш ятом» (ийе шлама..), а после изучения Устной Торы — «Кадиш дэрабанан» (Аль Исраэль…).
В молитве хазан читает «Хэци-кадиш» и «Кадиш титкабаль», (отделяющий одну часть молитвы от другой)».
Читать кадиш можно только в миньяне, в присутствии десяти евреев, старше 13 лет, которые обязаны отвечать «Аминь» («Бен Иш Хай» глава Ваихи, 7).
Обязанность исполнять заповеди начинается с 13 лет, но кадиш разрешают читать и маленькому мальчику, потерявшему отца или мать, если он понимает свои действия.
Женщины не читают кадиш.
До выхода звёзд, перед началом поста, зажигаем свечу, нер нэшама. В йорцайт: вечером, после арвита, или утром, после шахарита, устраиваем поминки. Читаем на имя умершего Мишну и Теилим, потом кадиш, благословения на мезонот, на фрукты и на плоды земли и читаем Ашкаву. Можно устраивать поминальную трапезу с хлебом.
Часть времени обязательно посвящаем беседе о Торе, просим знающего человека рассказать поучительную историю, дэраш.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»