Темы: Бемидбар, Рав Шимшон Рефаэль Гирш, Колена Израиля, Левиты
ГЛАВА 1
1. Вторая книга Пятикнижия (Шмот) завершается описанием строительства Святилища Закона. Третья книга (Ваикра) целиком посвящена нормам, которые устанавливает это Святилище для Израиля, – символически, жертвоприношениями, а практически, законами, освящающими каждый аспект повседневной жизни. Таким образом, очерчивается идеал, который должен быть воплощен в реальность и каждым отдельным представителем народа, и всем народом в целом. Заключительная глава книги Ваикра рассказывает о приносимых в Святилище добровольных пожертвованиях, устанавливая юридические подробности, направляющие того, кто ощущает потребность выразить свое личное отношение к Святилищу символическим посвящением Святилищу своей личности или передачей в дар Святилищу личной собственности.
Теперь же эта четвертая книга возобновляет прерванное повествование. Она показывает нам отношение народа Израиля в его истинном виде к очерченному в третьей книге идеалу его призвания. Она начинается с повеления провести исчисление народа как עדה ("конгрегации" или "общины"), объединенной общим призванием и во имя общего призвания. Народ следует пересчитать в терминах его индивидуальных компонентов. Исчисление такого рода позволяет уяснить уполномоченным представителям народа, что общество не может существовать как абстрактная идея, но обретает свое истинное Бытие лишь через сумму своих компонентов. В то же время, каждому члену общества дают понять, что он лично "считается" важным составляющим этой суммы и что задача, стоящая перед народом в целом, требует, чтобы каждый из его представителей оставался верным своему долгу и целеустремленно преданным тому призванию, которое он разделяет со всеми остальными.
Третья книга завершается изложением процедуры перечисления владельцами своих стад с целью посвящения этих созданий
במדבר סיני – В ПУСТЫНЕ СИНАЙ. Выбор пустыни как места исчисления служит доказательством того, что это исчисление не было обусловлено экономической или политической целью, ибо ни экономика, ни политика не имеют отношения к жизни в пустыне. Конечно же, добавление слов "Синай" и "Шатер Собрания" сразу делает понятным, что это исчисление следовало осуществить ради служения Закону, дарованному на горе Синай, Закону, которому следует выказывать почтение в Шатре Собрания. Во-первых, сыны Израиля получили Закон на горе Синай. Затем, после греха золотого тельца, в первый день месяца нисана, Свидетельство Закона, данное им вторично, как залог того, что народ вновь вступил в завет с
2. …Все колена и все семьи с их индивидуальными свойствами и чертами характера должны объединиться в выполнении той миссии, которая является общей для всех членов Дома Израиля, и в воспитании и обучении будущих поколений таким образом, чтобы они тоже могли употребить присущие им способности на выполнение предначертанной народу задачи. Вот почему сотни и тысячи членов Дома Израиля складываются в народ не как неорганизованное множество, но "по их семействам, по их отчему дому"; то есть как семейные группы, группирующиеся, в свою очередь, по коленам, к которым они принадлежат… В исчислениях גולגולת ( дословно "череп") употребляется как единица, представляющая конкретного физически присутствующего индивидуума. Способ счета собранных масс людей "по головам" был бы самым логичным. В иудаизме, однако, считают не по головам, а… полушекелями, которые вносит каждый из собравшихся.
3. ОТ ДВАДЦАТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА И СТАРШЕ – ВСЕХ ВЫХОДЯЩИХ НА ОБЩИННУЮ СЛУЖБУ В ИЗРАИЛЕ. В Писании термин צבא
48. ... Во время самого первого отступления от Закона, когда народ, не сумев понять "дарованный" характер этого Закона, приступил к изготовлению для себя Б-жественного "образа Моше", одно колено осталось верным
15. ПОДСЧИТАЙ. Колено Леви представляет весь Дом Израиля; подобно Дому Израилеву оно также делится на группы. Сыновья Яакова образовывали колена в соответствии с "отеческим домом", а их сыновья, в свою очередь, образовывали семейные ветви. Таким образом, народ поделился на колена (Реувен, Шимон, Леви и так далее) по сыновьям Яакова, а эти колена, в свою очередь, делились на семьи ханохитов и палуитов (см. Бемидбар 26:5 и далее) по сыновьям этих сыновей. Точно так же три сына Леви, Гершон, Кеhат и Мерари, образовали три "отцовских дома" левитов, а их сыновья, Ливни, Шимми и так далее, образовали семьи левитов.
ОТ ОДНОГО МЕСЯЦА И СТАРШЕ – ПЕРЕСЧИТАЙ ИХ. То, что левитов следовало пересчитывать с самого раннего детства, то есть с того возраста, когда они, если можно так выразиться, доказали свою жизнеспособность, видимо показывает, что их призвание влечет за собой больше, чем просто исполнение перечисленных в этом тексте обязанностей в Святилище. Их забота о Святилище и его охрана во время стоянок и на переходах может быть лишь логическим следствием и практическим выражением идеальных понятий, присущих их призванию. Ибо (как мы увидим в гл.4) их нужно пересчитывать вновь, когда они фактически поступают на службу, то есть по достижении тридцатилетнего возраста. Следовательно, тот факт, что их впервые пересчитывают в младенчестве, должен наводить на мысль о призвании более высоком, чем эта практическая служба, о цели, которой они, возможно, в состоянии служить уже в раннем возрасте, но для которой тем не менее индивидуума необходимо готовить с самого раннего детства и отрочества. Мы знаем, что фактически левитов предназначали на службу не только в качестве хранителей и защитников физически существующего Обиталища Закона, воплощенного в дереве и золоте, в виссоне и пурпуре, но и как хранителей, распространителей и защитников самого Закона и его соблюдения. Таким образом, они служили тому, что способствовали воплощению в жизнь народа идеалов миссии этого народа, которая выражена в Обители Закона, порученной их физической заботе (см. благословение Моше колену Леви, Дварим 33:9-11). Это общее для всех левитов призвание возлагается на каждого левита мужского пола со второго месяца его жизни, и его подготовка к этому должна начинаться с того момента, когда он впервые осознает свое окружение.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»