Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему Элиэзер, отправляясь за невестой для Ицхака, выбрал колодец вместо постоялого двора? Притчи и мидраши, раскрывающие скрытый смысл поступков Элиэзера.

«И расположил он верблюдов под вечер вне города, возле колодца, ко времени прихода черпающих»[1].

Написано в Мидраше[2]: Сказал рав Уна: Когда человек отправляется жениться и слышит голос лающих собак, он прислушивается к их разговору.

И слова его не ясны. И, возможно, он хотел сказать следующее:

Притча.

Обычно люди, которые находятся в пути, останавливаются на ночлег у честных людей. Но тот, кто едет с целью жениться, хочет узнать все, что можно о будущей жене — о ее характере и о скрытых недостатках. Поэтому он предпочтет остановиться у сплетников, которые обсуждают всех и вся, где он сможет узнать все интересующие его подробности, в то время как честные люди не станут говорить ничего плохого о других.

И это то, что хотели сказать мудрецы: «Когда человек отправляется жениться и слышит лай собак…» — они хотели объяснить, почему Элиэзер остановился у колодца за городом, а не отправился на постоялый двор. Причина в том, что у колодца обычно собирались не особо достойные люди, в основном водоносы и пастухи. А «лающие собаки» это образное название сплетников. Он хотел послушать местные сплетни.

«Благословен Б-г моего господина Авраама… я на пути, которым привел меня Б-г в дом родственников моего господина»[3].

Написано в Мидраше: Сказал Элиэзер: «Так как для меня был сделан кфицат а-дерех — мой путь чудесным образом был укорочен, я знаю, что Всевышний привел меня сюда, в дом родственников моего господина» (кфицат а-дерех — буквально «перепрыгнутый путь». Человек или группа людей добираются до места назначения намного быстрее, чем этот путь на самом деле занимает — прим.).

Понятно, что Элиэзеру было сделано чудо, для того, чтобы он поскорее отыскал жену Ицхаку. Но если тщательно рассмотреть слова мудрецов, то можно увидеть и другое значение.

Притча.

Один человек нанял повозку, чтобы поехать в соседний городок. Хозяин телеги запряг ее и велел своему слуге управлять лошадьми. А слуга был немой. Торговец рассердился на хозяина телеги: «Что ты наделал?! Почему ты дал управление телегой немому, который не сможет говорить со мной в пути?!» Хозяин телеги ответил: «А в чем проблема? Недостаточно, что вы сможете говорить с ним?» Торговец ответил: «Но ведь мне понадобится спросить его, прибыли ли мы в пункт назначения, и где мне сойти с телеги. Ведь я этого города не знаю, и даже не буду знать, туда ли я приехал!» Хозяин телеги ответил: «Знайте, что этот извозчик не остановится нигде, пока не доедет туда, куда вам надо. Поэтому, когда он остановится, это будет вам знаком, что вы прибыли туда, куда хотели».

Смысл этой притчи в том, что Элиэзер, раб Авраама, отправился за женой для Ицхака, и шел по этому пути впервые, и не знал, где он должен отыскать Ицхаку невесту. Он просто шел по дороге. Если бы его путь протекал обычным образом, он не смог бы узнать, прибыл ли он в место назначения. Но Всевышний в Своем великом милосердии подхватил его ветром и перенес в нужное место. Тогда Элиэзер понял, что раз его чудесным образом доставили именно в это место, значит здесь и находится невеста для Ицхака. Поэтому он совершенно справедливо передал дары Ривке, прежде, чем он о чем-либо ее спросил, так как он уже был абсолютно уверен, что нашел то, что искал, поскольку именно сюда он был перенесен чудесным образом. И он сразу же поблагодарил и восхвалил Творца: «Благословен Б-г, который не прекратил своего милосердия… я на пути, которым привел меня Б-г в дом родственников моего господина». И об этом говорили наши мудрецы, да будет благословенна память о них: из того, что путь сократился чудесным образом, Элиэзер знал, что Всевышний привел его в дом родственников его господина Авраама. И то, что он сказал им: «И пришел я сегодня к колодцу» означает: сегодня я отправился в путь, и сегодня же пришел к колодцу. И этим Элиэзер хотел сказать, что именно Ривка является предназначенной для Ицхака невестой, и хотел поторопить их, чтобы не стали противиться воле Творца. И тогда они ответили: «От Б-га произошло это, не можем мы говорить тебе худо или добро»[4].


[1] Берешит 24:11

[2] Мидраш Берешит Раба 59:12

[3] Берешит 24:27

[4] Берешит 24:50

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше