Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Шофтим, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«Цельным будь перед Б-гом твоим»[1].
Сказано в Ялкут Шимони: «Когда будешь цельным, будешь вместе с Б-гом твоим». Для того чтобы разъяснить это высказывание, приведем сначала слова пророка: «Требуйте Б-га, когда Он находится (среди вас), взывайте к Нему, когда он близко. Оставит нечестивый путь свой… и вернется к Б-гу, и Он смилостивится над ним»[2]. Написано в Мидраше[3]: Толковали рабби Ицхак и рабби Йосэ бен Ханина. Сказал рабби Ицхак: «Это как человек, который склеивает две доски». Сказал рабби Йосэ бен Ханина: «Это как человек, который соединяет две ножки кровати». Вот разъяснение этому:
Притча.
Есть два вида склеивания вещей: склеивание двух прямых вещей, и склеивание двух неровных вещей. Когда человек склеивает два неровных предмета, он должен тщательно следить за тем, как он их соединяет, чтобы получилась одна ровная вещь. Но если два склеиваемых предмета ровные — нет нужды так пристально наблюдать за склеиванием, так как они легко подходят друг к другу.
Смысл этой притчи в том, нам велено: «К Нему прилепитесь». Это надо понимать буквально. Всевышний праведен, прям, и праведному, прямому человеку легко прилепиться к Нему. Но о нечестивце, который кривит свои пути, сказано: «А с искривленным — искривись»[4]. Человек, который хочет прилепиться к Творцу, должен выпрямить свои поступки, «подстроиться» к Нему сам, ведь не дай Б-г, если он своим поведением вызывает встречное поведение с Небес. И это то, что сказано: «Цельным будь перед Б-гом твоим» — ты будь цельным, и этим ты как бы делаешь Творцу цельное. И пусть человек не думает ошибочно, что он должен что-то исправить наверху (чтобы приблизиться к Б-гу). Во избежание этой ошибки и сказали мудрецы: «Когда будешь цельным, будешь вместе с Б-гом твоим». То есть, ты будешь с Б-гом, совершив необходимую работу и исправившись внизу, на земле. И это: «Требуйте Б-га, когда Он находится (среди вас)…», ведь Он хочет приблизиться к тебе. Все, что надо сделать тебе, это: «Оставит нечестивый путь свой.» — то есть, оставить свою кривизну. Тогда: «.и вернется к Б-гу, и Он смилостивится над ним». И в Теилим сказано: «И буду цельным с Ним.»[5](если буду цельным, исправлю себя внизу, буду с Ним — прим.). Это то, что имел в виду рабби Ицхак: «Это как человек, который склеивает две доски» — они одинаково ровные, и это похоже на цельного человека, с которым Всевышний также идет прямо. А рабби Йосэ бен Ханина сказал о об этом: «Это как человек, который соединяет две ножки кровати». Их нужно искривлять и подгонять друг под друга, чтобы соединить. Поэтому о том, кто идет кривым путем, сказано: «А с искривленным — искривись», и тогда, получив наказание с любовью, этот человек прилепится к Б-гу.
Вот еще одно объяснение.
Притча.
Отец давал сыну красивую одежду и вкусную еду. Но сын не желал слушать его наставлений, и отцу пришлось лишить сына этих удобств и удовольствий. Он стал кормить его хлебом и водой, и тогда сын стал прислушиваться к его словам. Отец сказал ему: «Почему ты не желаешь измениться в соответствии с моим желанием?! Когда я тебя наказываю, то я доволен тем, что ты слушаешься, но ты страдаешь. А когда я даю тебе благо, ты доволен, а я страдаю, ведь ты меня не слушаешь!»
Смысл этой притчи в том, что когда Всевышний дает человеку богатство и почет, и тот доволен и обеспечен, но его служение Всевышнему неполное, Он как бы страдает, как сказано: «И разжирел Йешурун и брыкался». А когда Всевышний посылает ему страдания и бедность, и человек служит Ему как должно, но сам он как разбитый сосуд (из-за всех неприятностей). Писание же говорит, что лучше быть цельным с Б-гом — идти с Ним одной дорогой, вместе: «Цельным будь вместе с Б-гом твоим».
[1] Дварим 18:13
[2] Йешаяу 55:6-7
[3] Мидраш Ваикра Раба 3
[4] Теилим 18:25
[5] Теилим 18:25
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.