Из цикла «У зеркала два лица», темы: Благотворительность, Милосердие, Мировоззрение, Тора и психология, Хесед, Зелиг Плискин, Отношения с людьми
1. Как по десятибалльной шкале вы определяете своё умение общаться с трудными людьми?
2. На что вы обращаете больше внимания во время общения со сложным человеком — на его ошибки и недостатки или же на то, как лично вы можете помочь ему?
3. Как вы используете стычки с трудными людьми для своего духовного роста?
4. Задаёте ли вы себе во время столкновений со сложным человеком вопрос: «Какие свои собственные качества я могу усовершенствовать, общаясь с этим человеком?».
5. Как трудные люди помогли вам совершенствовать своё терпение?
6. Насколько вы обогатили своё качество скромности, общаясь с трудными людьми?
7. Рассматриваете ли вы стычки со сложным человеком как урок по достижению большего понимания других людей?
8. Рассматриваете ли вы столкновения с трудными людьми для получения представления о собственных слабостях?
9. Рассматривали ли вы трудных людей в качестве благоприятной для себя возможности научиться творческому подходу во взаимодействии с такими людьми?
10. Какие основные человеческие качества помогают вам легче уживаться с людьми?
11. Считают ли вас окружающие трудным человеком, с которым сложно поладить?
12. Что конкретно мешает вам эффективно общаться с теми, с кем вам тяжело ужиться?
13. Случалось ли вам испытывать угрозы со стороны трудных людей?
14. Какова ваша обычная реакция на глупость и беспечность окружающих — внутренняя самодисциплина и терпимость или же раздражаение и потеря самообладания?
15.С каким типом сложных людей вам труднее всего иметь дело?
16. С какими трудностями вы сталкиваетесь, общаясь с теми, кто легко может выйти из себя?
17. Какие линии поведения вы находите полезными, имея дело с разгневанными людьми? Какие ещё методы приходят вам в голову (или вы наблюдали у других), которые могли бы помочь эффективно общаться с рассерженным человеком?
18. Имеются ли у вас сложности в общении с теми, кто привык и любит ругаться? Каким образом ваше отрицательное отношение к самому себе позволяет другим людям бранить и оскорблять вас?
19. Как вы обходитесь с теми, кто всегда жалуется и осуждает? Что вы можете сделать, чтобы усилить свою эффективность в общении с такими людьми?
20. Как вы реагируете на властных людей и на тех, кто помыкает вами?
21. Как вы в настоящее время общаетесь с людьми, обладающими чрезмерной жалостью к себе? Что можно сделать, чтобы увеличить эффективность своего общения с ними?
22. Какие трудности возникают у вас в общении с теми, чьи чувства очень легко ранить?
23. Как вы ведёте дела с некоторыми некомпетентными людьми в своём окружении?
24. Какова ваша линия поведения во время общения с человеком, имеющим избыточную потребность говорить?
25. Как вы в настоящее время общаетесь с людьми, чья манера вести разговор всегда туманна и непределённа?
26. Каким образом вы понапрасну теряете время и причиняете себе дополнительные проблемы, отчаянно надеясь на то, что люди будут не такими, каковы они на самом деле?
27. Сосредоточены ли вы на цели cвoего общения, разговаривая сo сложными людьми, или же отвлекаетесь из-за трудностей, возникающих при общении?
28. Если вы «не можете терпеть» кого-нибудь, прилагаете ли вы особые усилия, чтобы поступать достойно по отношению к этому человеку?
29. Удавалось ли вам успешно игнорировать несносных, беспардонных людей?
30. Какое влияние на трудных людей, с которыми вам приходилось иметь дело, оказывают интонации в вашем голосе? Например, если голос звучит: (а) сердито; (б) нетерпеливо; (в) резко; (г) обидчиво и ненавидяще; (д) непринуждённо и спокойно; (е) давая собеседнику почувствовать любовь и заботу; (ж) выражая мягкость и нежность.
К сожалению, слишком многие пользуются первым набором голосовых интонаций (от а до г) и слишком многие забывают воспользоваться вторым набором интонаций (от д до ж).
31. Какими способами в обращении с трудными людьми вы уже старались воспользоваться, но обнаружили их неэффективность?
32. Какими творческими методами вы пользуетесь, общаясь с трудными, иррациональными людьми?
33. Если кто-то, кто обычно не прислушивается к вашим просьбам и указаниям, в конце концов делает то, о чём вы его прóсите, — признаёте ли вы его уступчивость, говоря ему что-нибудь положительное, или же минимизируете комплимент, напоминая о прошлых ошибках и неудачах? Если напоминаете о прошлых его недостатках — как бы вы выиграли, давая ему положительный стимул вместо упрёка?
34. Способны ли вы научиться положительному отношению к знакомым вам трудным людям, которых, как вам известно, вы не сумеете изменить?
35. Способны ли вы испытывать сочувствие и жалость к трудным в общении людям?
36. Не забываете ли вы выказать своё внутреннее уважение к людям, даже если с ними трудно иметь дело?
37. Способны ли вы испытать и выразить любовь к сложным людям и, таким образом, оказать на них положительное влияние?
38. Способны ли вы увидеть позитивные моменты в людях, обладающих крайне отрицательными качествами?
39. Когда человек вопит, орёт, слышите ли вы, что этот сигнал — крик отчаяния, желание, чтобы его поняли?
40. Поскольку в корне поведения многих сложных людей лежит низкая самооценка, — как лично вы можете заставить таких людей, встречаемых на вашем жизненном пути, повысить самооценку с помощью выражений похвалы и признательности за всё то хорошее, что они делают?
41. Приходилось ли вам отталкивать, отвергать трудных людей, хотя они очень нуждались в вашем участии и расположении?
42. В какой степени ваш напыщеный взгляд на самого себя причиняет вам трудности в вопросах взаимодействия с теми, кого вы считаете сложными людьми?
43. Как бóльшая гибкость и уступчивость с вашей стороны позволяют вам справляться в общении трудными людьми?
44. Всегда ли вы помните, что мысли человека с легко переменчивым расположением духа находятся под влиянием настроения, и вам необходимо быть очень чутким к таким переменам, чтобы уметь поладить с ним?
45. Помните ли вы, общаясь сo сложным человеком, что его образ мышления и поступки заставляют его самого страдать даже больше, чем он заставляет страдать вас?
46. Рассматриваете ли вы оскорбительное поведение некоторых людей как признак ущемлённой гордости и, как следствие, вам легче понять их?
47. Пытались ли вы, общаясь с трудными людьми, постараться понять из их биографий, какие сложные жизненные ситуации лежат в основе их поведения, и либо найти возможность ладить с ними или же хотя бы испытать к ним сочувствие?
48. И даже если с человеком очень трудно сладить — продолжаете ли вы задавать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы построить нормальные отношения с этим человеком?»?
49. Прилагаете ли вы усилия к тому, чтобы сказать что-то хорошее трудному в oбщении человеку, чтобы улучшить и подкрепить его положительные поступки?
50. Если бы кто-нибудь предложил вам миллион долларов, чтобы вы совладали с самым трудным человеком в вашей жизни, как бы вы постарались поладить с ним?
51. Когда вы сделаете серьёзное усилие, чтобы улучшить отношения с тремя наиболее трудными людьми в вашей жизни?
52. Каким образом вы можете постараться увидеть мир глазами трудных людей, а затем попробовать повлиять на них с их позиций?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего