Темы: Чудо, Интернет, Еврейская молитва, Связь с Творцом, Арабо-израильский конфликт, Кавана, Терроризм, Батшева Эскин
Возьмите карту Израиля и найдите там поселение Маале Эфраим. Каждый, кто видит эту маленькую точку еврейского присутствия в Самарии в окружении арабских деревень, неизбежно думает: «Как они там живут?» Тем не менее, около полутора тысяч евреев уже несколько десятков лет осваивают свой клочок земли в Иорданской долине, превращая его в оазис.
Есть среди жителей Маале Эфраим и регулярные посетители синагоги. И в этой синагоге есть прихожанин по имени Авраам с одним странным «пунктиком». Он не просто настаивает, а прямо воюет за то, чтобы каждый приходящий на молитву заранее выключал свой мобильный телефон. Совсем. А еще лучше — чтобы вообще люди оставляли телефоны у входа в синагогу. Ему говорили на это:
— Реб Авраам, послушай, ну какая разница — поставлю я телефон на вибрацию или выключу его?
Авраам отвечал:
— Если мы приходим в синагогу, чтобы укрепить свою связь с Творцом, значит, мы должны полностью отключить связь со всеми остальными, иначе ничего не получится! Мы же все будем постоянно отвлекаться!
Тогда ему говорили:
— А если что-то случится?
— Если что-то случится, ты узнаешь об этом сразу после молитвы. Раньше ведь как-то обходились без телефонов?
И наконец его убеждали:
— Реб Авраам, мы живем среди арабов, а вдруг теракт?
— Ладно, на случай теракта пусть у нас будет двое дежурных с включенными телефонами.
Некоторые прихожане думали, что зря Авраам прицепился к ним с этими телефонами. Но многие понимали, что он прав, и старались по-настоящему соединиться с Творцом во время ежедневных молитв — если уж всё остальное время суток были вынуждены посвящать работе и решению бытовых вопросов.
Обычно поселенцы стараются к ночи вернуться домой и не ездить без крайней нужды по неосвещенным гористым дорогам. Начиная от поселения Кохав а-Шахар и до Маале Эфраим на протяжении всего шоссе нет ни единого фонаря — темень стоит кромешная, а кругом только арабские деревни. Но однажды Аврааму и его жене пришлось возвращаться из Иерусалима в Маале Эфраим поздно ночью. Вдруг Авраам начал с подозрением вглядываться в зеркало заднего вида.
— Что ты там увидел? — встревожилась жена.
— Мне кажется, нас преследуют.
— Кто? Я никого не вижу.
— Это потому что они едут с выключенными фарами, чтобы мы их не заметили. Наверное, они уже давно нас выследили и просто так уже не отстанут.
Жена обернулась, посмотрела внимательнее, действительно увидела машину, которая ехала с той же скоростью, что и они, и ужаснулась:
— Авраам, что же делать? Может, попробуем свернуть?
Авраам свернул налево, преследователи сделали то же самое. Авраам увеличил скорость — и они увеличили скорость. И когда уже и так сомнений не оставалось: это были арабские террористы — послышались выстрелы, и пуля пробила заднее стекло автомобиля Авраама. К счастью, она никого не задела.
Что делать? Вариантов не так уж много. Можно прибавить скорость и попытаться доехать до своего поселения, параллельно уворачиваясь от выстрелов и вызывая по телефону полицию. Это слишком рискованно, тем более что на этом участке дороги не работают мобильные сети.
Авраам решил попробовать спрятаться от террористов. Сразу после поворота шоссе он газанул, чтобы оторваться от преследователей, а потом быстро съехал на обочину, выключил фары, заглушил мотор и сказал ошеломленной жене:
— Давай вниз, под холм!
— Как вниз? Здесь крутой спуск!
— Попробуем скатиться.
Они выскочили из машины, легли на землю и покатились с горы вниз, переворачиваясь с боку на бок. Оказавшись метрах в тридцати от шоссе, среди колючек и камней, за кустами, и слегка отдышавшись, жена Авраама достала телефон: «А вдруг…»
— Полиция. Что у вас случилось?
— Нас преследуют террористы, спасите нас!
— Откуда вы звоните?
— Мы внизу, под шоссе № 90, по дороге в Маале Эфраим!
— Этого не может быть, в этом месте нет приема мобильной связи.
— Точно вам говорю, мы видели указатель!
— Нашли время шутить.
Девушка-диспетчер повесила трубку. Она на самом деле решила, что это просто розыгрыш!
Тогда Авраам набрал номер знакомого полицейского из Маале Эфраим:
— Это Авраам, нас преследуют, в нас стреляли, приезжай срочно!
— Где вы?
И диалог повторился. Авраам сообщил, где они находятся, а собеседник ответил ему, что это невозможно. Но, в отличие от диспетчера, этот полицейский был лично знаком с Авраамом и знал, что тот не будет его разыгрывать. Через пару минут из поселения выехал джип с мигалками и сиреной, арабы испугались и уехали, Авраам и его жена были спасены.
Месяц потребовался супругам, чтобы прийти в себя после пережитого. В конце концов, они почувствовали, что способны говорить о событиях того вечера и что пришло время поблагодарить Творца за их чудесное спасение. Авраам организовал благодарственную трапезу в своей синагоге и впервые рассказал всем, что случилось несколько недель назад на 90-м шоссе.
— Я не понимаю, как это было возможно? Почему мы смогли дозвониться из той точки, где нет приема?.. — Авраам вопросительно посмотрел на рава. Рав подумал и сказал:
— Я не знаю, почему так случилось. Но я знаю, что мы все можем выучить из этой истории. Друзья, вы помните, Авраам все время говорил нам: «Если вы хотите соединиться с Творцом, отключите свои мобильные телефоны!» Помните? И вот, в том месте, где ни у кого не было связи, и даже полиция это подтвердила, Творец показал Аврааму: «Там, где нет связи, Я свяжу тебя с источником твоего спасения».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»