Цель данного текста — в краткой форме рассказать о запрете употребления в пищу крови, а также о том какие еще запреты связаны с этим, и когда, наоборот, можно «есть» кровь, не опасаясь нарушить запрет.
В недельной главе «Цав» (Ваикра 7:26-27) Тора говорит: «И никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших: ни из птиц, ни из скота. Всякий, кто будет есть какую либо кровь, истребится душа его из народа своего»[1].
Мишна в трактате «Хулин» говорит, что запрет «хелев» (нутряной жир) в чем-то строже чем запет крови, а в некоторых случаях наоборот. В частности, запрет крови распространяется на птицу, скот и диких животных — как чистых, так и нечистых. А что касается нутряного жира, то запрещен только «хелев» чистого скота. При этом в трактате «Критот» мишна перечисляет диких животных наряду со скотом и птицами в контексте запрета крови.
Таким образом, мы видим, что несмотря на то что в Торе кровь диких животных не была упомянута, тем не менее, согласно Мишне, она тоже запрещена Торой.
Разберём мишну в трактате «Критот»: Кровь, которая вышла при «шхите» птицы, скотины или дикого животного — чистых или нечистых, кровь «нехира», «икур» (способы убийства животного не путем «шхиты»), кровь «а-каза» (пускание крови, в результате которого душа покидает тушу животного, и оно умирает), запрещена как преступление, за которое полагается «карет» (отсечение души от Источника).
Употребление крови из селезёнки, сердца и яиц (т.е. крови, которая находится внутри органов), крови «тамцит» (крови, которая вытекает из органов, и от которой освобождается туша, после того как вышла кровь «шхиты», либо другая кровь, если способ забоя был иным, некашерным) не карается наказанием «карет», но все равно запрещено Торой. (Раби Йеуда считает, что за «тамцит» человек тоже получает наказание «карет»).
Мы видим, что за нарушение запрета «никакой крови не ешьте» Тора наказывает человека отсечением души. Откуда же взялось понятие дополнительных запретов — «исур лав»? В Талмуде («Критот» 4б) написано: «Сказал Рава: пять раз, когда Тора пишет о крови (Ваикра 3:17, 7:26, 17:12, 17:14; Дварим 12:24) обучают нас пяти запретам». Однако Тора предупреждает об отсечении души лишь в первом варианте. Таким образом, есть запрет Торы, за который не полагается такое жесткое наказание.
1. Запрет крови в будничной резке, от которой зависит жизнь животного, т.е. той крови, которая покидает тело сильной струёй (Тосафот).
2. Запрет крови жертв в Храме.
3. Запрет крови, которую покрыли землей.
4. Запрет крови, которая впиталась в мясо.
5. Запрет крови, которая собирается с органов и покидает тушу после ее смерти — т.е. после того как вытекла вся кровь, которая выходит под напором.
Вы любите сырое мясо? Неужели четвертый пункт, запрещающий кровь, которая впиталась в мясо, требует отказаться от оленьей строганины? Особенно учитывая написанное в Талмуде («Хулин» 15б) о человеке, в доме которого находился больной, для которого хозяин в Шабат зарезал животное. Талмуд говорит, что и здоровому мясо дозволено в пищу, но правда лишь в сыром виде («умца»).
Как же нам разрешить противоречие между двумя источниками? Талмуд поясняет , что кровь из внутренних органов запрещена лишь в том случае, если она покинула своё место. Если же она не сдвинулась, то разрешается есть мясо с кровью. Это сказано лишь в общем плане[2], а детали необходимо согласовывать с раввином.
Подведем итог. Мы видим, что высаливание мяса требуется лишь в том случае, когда мы хотим его сварить.
Возвращаясь к мишне в трактате «Критот», упомянутой в самом начале, повторим, что кровь, исходящая при кашерном или некашерном забое животного, запрещена в пищу при условии, что вместе с этим животное умирает.
По мнению Тосафот, под это определение подпадает кровь, которая бьёт струёй. Первые капли крови от пореза ножа, которые не бьют струёй, ножа являются кровью раны — «хабала», и такая кровь не влечет за собой наказание «карет». Так же кровь, медленно вытекающая из тела после того, как струя закончила бить из туши — т.н. кровь «тамцит» — влечет за собой наказание «карет». Несмотря на это, в обоих случаях есть запрет Торы употреблять эту кровь в пищу.
В «Арух а-Шулхан» написано, что с т.з. Рамбама следует разделить ситуации: Выше было объяснено, что высаливание мяса требуется лишь в том случае если мы хотим его сварить. Нужно выяснить, какой запрет нарушается если пренебречь этой процедурой.
1) Кровь любого убоя, сделанного как при помощи «шхиты», так и некашерным способом, на протяжении всего времени что она имеет красный оттенок, и даже если она не выходит под напором — влечет за собой отсечение души.
2) При кровопускании лишь та кровь, что выходит под напором, запрещена под страхом отсечения души.
В трактате «Менахот» (21) сказано, что кровь, которую сварили или засолили, не запрещена Торой, но, тем не менее, запрещена мудрецами. Однако в трактате «Хулин» (111) мы находим то, что противоречит данному утверждению. Там написано, что при жарке печени и мяса на открытом огне печень должна находиться под мясом, а не наоборот: утверждается, что при жарке вытекающая из мяса кровь «соскальзывает» вниз с куска, на который она упала, но в печени находится большое количество крови, и мы опасаемся, что если печень при жарке окажется поверх мяса, то кровь, которая вытекает из печени, впитается в мясо. Почему нужно так сильно устрожать? Ответ в том, что кровь запрещена Торой. Следовательно, даже если она была сварена (или прожарена, как в данном случае), она по-прежнему запрещена Торой, что противоречит написанному в трактате «Менахот».
Мнения наших законоучителей, занимавшихся решением данной проблемы, разделились. В итоге были сделаны два противоположных заключения о том, к какой категории относится запрет вареной крови. Раши и Рамбам сочли, что варёная кровь запрещена Торой, в то время как Тосафот и остальные законоучителя определили, что это запрет мудрецов.
Поскольку сильно засоленный продукт рассматривается как «раскаленный», то статус крови в засоленном мясе будет зависеть от этих двух мнений.
Что касается практической алахи, то Рама постановил что вареная кровь запрещена мудрецами, в соответствии с мнением Тосафот, но в самом кодексе «Шулхан Арух» нет окончательного мнения по данному вопросу.
В «Шулхан Арухе» («Йорэ Деа» гл. 87) приводится закон о том, что съевший кровь, которую сварили с молоком, не подлежит ударам «палками» за нарушение запрета «смеси мяса с молоком». Основываясь на этом, Шах утверждает в своем комментарии, что за запрет вареной крови в принципе полагается наказание, и, следовательно, составитель «Шулхан Аруха» считал что в данном случае действует запрет Торы — это соответствует тому, что сам раби Йосеф Каро написал в книге «Бейт Йосеф», поясняя мнение Рамбама. В свою очередь, автор «Яд Авраам» писал относительно мнения Рамбама, что, возможно, Рамбам имел ввиду случай когда кровь не была сварена как «маахаль Бен Дросай[3]», т.е. до минимальной степени, при которой человек может съесть продукт, — и тогда эта кровь, по сути, не сварена. И таким же образом можно объяснить мнение «Шулхан Аруха», и получится что вареная кровь — запрет мудрецов.
Важно знать, что у всех перечисленных мнений и по сей день есть свои последователи.
Что мы понимаем из вышесказанного? Зная различные мнения, нам будет легче понять почему в законах «мелиха» — высаливания мяса — встречается много различных устрожений. Это связано с тем, что ряд авторитетов считают почти любую кровь запрещённой по Торе (в частности, такова точка зрения автора книги «Каф а-Хаим»), или же с тем, что в данном случае человек постоянно находится на волосок от нарушения и необходимо снизить риски (так считали Шах и «При ме-гадим»).
1. Высаливание мяса требуется лишь если его планируется варить.
2. Есть те, кто считает, что варёная кровь запрещена Торой, а есть те, кто считает что ее запретили мудрецы.
С другой стороны, встречаются и облегчающие постановления, которые основываются на противоположном подходе, согласно которому некоторые виды крови запрещены мудрецами, а не Торой, и можно положиться на облегчающие мнения.
«Хелев» — нутряной жир, который запрещён в пищу. Своей текстурой напоминает пенопласт.
«Нехира» — способ забоя животного, при котором протыкают ножом сердце; или же пробивают ножом ноздри, раня при этом мозг.
«Икур» — способ забоя животного, при котором ему вырывают трахею и пищевод.
«Аказа» — флеботомия, испускание крови.
«Тамцит» — кровь, собирающаяся с внутренних органов и медленно покидающая тушу.
«Исур лав» — запрет из Торы, за нарушение которого наказывают побиением «палками».
«Исур карет» — запрет из Торы, за нарушение которого следует наказание «карет» — отсечение души от источника жизни.
«Умца» — сырое мясо, обычно пропитанное кровью.
«Хабала» — ранение.
«Мелиха» — засаливание.
[1] Рав Моше Шапиро, благословенна память о праведнике, объяснял, основываясь словах рабейну Хасдая Крескаса в книге «Ор Ашем», что в основе запрета «есть» кровь лежало намерение Торы отдалить евреев от практики пожирания крови, распространенной у тех народов, среди которых жили евреи в библейские времена. Эти народы копировали поведение демонов («шедим»), расчитывая путем употребления крови получить душу, которая находится в этой крови, и силы того животного, чью кровь они употребляют в пищу.
[2] По данному вопросу спорят между собой Рашба и Рош. Рашба считает, что даже если кровь сдвинулась внутри куска мяса, то она запрещена, а по мнению Роша эта кровь запрещена лишь в том случае, если она вышла из куска наружу.
[3] Алахическая категория, используемая для обозначения еды, которая сварена на 1/3. Названа по имени разбойника Бен Дросая, который ел второпях именно такую еду минимальной степени готовности.
Рав Леви Ицхак РИЦ,
аврех алахического коллеля («махон ораа») «Оалей Йосеф Ицхак», Хайфа
Из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.