Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В статье р. Злотника разбирается вопрос, нужно ли произносить благословение «Шеэхеяну», когда приобретаешь и накладываешь новую пару тфилин

Как известно, в случае, когда впервые в новом сезоне едят какой-либо плод или приобретают новую одежду, которая вызывает радость, произносят благословение «Шэ-эхеяну» — «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который дал нам дожить, и сохранил нас, и довел нас до этого времени». Нужно ли произносить это благословение в случае приобретения или накладывания новых тфилин? В Тосефте («Брахот»)[1] говорится, что тот, кто делает для себя лулав (имеются в виду «Шэ-эхеяну»: По мнению комментаторов[3], Рамбам основывается на словах Тосефты, процитированной выше. Ее приводят и другие авторитеты Торы, мнение которых обычно учитывается при установлении окончательного закона[4].

Благословение «Шеэхеяну» на заповеди

4 вида растений, возносимых в Суккот), цицит или тфилин, произносит благословение «Шэ-эхеяну». Рамбам[2] пишет о трех группах случаев, связанных с исполнением заповедей, когда произносят благословение

1) заповеди, которые выполняют только в определенное время, как, например, сукка (шалаш, в котором «живут» в праздник Суккот), шофар и др.;

2) заповеди, которые исполняют достаточно редко, хотя они и не связаны с конкретным временем года, как, например, обрезание или выкуп первенца;

3) предметы, с помощью которых исполняют заповеди, как, например, цицит, тфилин и др.

Благословение «Шэ-эхеяну» на новые тфилин

Радбаз[5] пишет, что даже если у человека уже были прежде тфилин, он все равно должен благословить «Шэ-эхеяну», если он сделал себе новые тфилин, так как они приносят ему радость, подобно другим новоприобретенным предметам и одежде. Представляется, что к такому выводу Радбаза привели слова Рамбама о том, что если человек приобрел предмет, который создан для исполнения заповеди, он должен благословить на него «Шэ-эхеяну». Ибо радость от такого приобретения не меньше, чем от покупки значимых бытовых товаров (одежды, мебели и им подобным), радуясь которым благословляют «Шэ-эхеяну».

Другой видный мудрец Торы первого постталмудического периода, Рамах, пишет, что не принято произносить «Шэ-эхеяну» на изготовление шофара или написание свитков. Почему же это благословение произносят на лулав и сукку? Рамах пишет, что на такую заповедь, от которой человек получает материальное наслаждение, как, например, от аромата и внешнего вида свежего лулава и от пребывания в сукке, он благословляет «Шэ-эхеяну». Но если исполнение заповеди не приносит материального удовольствия, «Шэ-эхеяну» на нее не благословляют. В соответствии с этим объяснением, на новые тфилин и цицит благословение «Шэ-эхеяну» не произносят. Подобно Рамаху считают и многие другие видные мудрецы Торы[6]. Так, например, автор кодекса «Шулхан Арух» в своем комментарии «Бейт Йосеф»[7] приводит мнение раби Абуава, согласно которому, человек благословляет «Шэ-эхеяну» на новый талит не потому, что он испытывает радость он исполнения заповеди цицит, а потому, что он рад новой одежде. Тфилин не считаются одеждой, заповедь тфилин не является заповедью, которую совершают в определенное время года, поэтому нет ситуации, в которой должны будут благословить «Шэ-эхеяну» на накладывание новых тфилин.

Автор книги «Байт Хадаш»[8] пишет, что благословение «Шэ-эхеяну» на новый талит, о котором идет речь в «Арбаа Турим», произносят именно на заповедь цицит, но не на новую одежду. Почему же на новые тфилин, согласно автору «Арбаа Турим», не произносят «Шэ-эхеяну»? Дело в том, что исполнение заповеди тфилин предусматривает абсолютную чистоту тела, что является достаточно строгим требованием, и поэтому человек больше трепещет, исполняя заповедь тфилин, нежели радуется.

Автор комментария «Турей Заав» на «Шулхан Арух» также не согласен с автором «Бейт Йосеф». Он считает, что автор «Арбаа Турим» был уверен, что из приведенного им выше закона о благословении «Шэ-эхеяну» на цицит все должны сделать вывод, что тот же закон действует и в отношении тфилин. То есть, согласно «Турей Заав», автор «Арбаа Турим», как и Рамбам, считает, что на новые тфилин следует произносить благословение «Шэ-эхеяну». Так же установил закон автор книги «Олат Тамид», слова которого приведены в книге «Элияу Раба».

Тфилин, изготовленные самостоятельно и купленные у мастера

Виленский Гаон так же пишет, что автор «Арбаа Турим» установил закон в соответствии с мнением Рамбама. А почему он упоминает благословение «Шэ-эхеяну» только в отношении цицита? Не потому что считал, что не следует произносить это благословение, а потому что в наше время очень редко человек сам для себя изготовляет тфилин — их обычно заказывают у специалиста. То есть Виленский Гаон согласен, что на новые тфилин произносят «Шэ-эхеяну», но только в случае если человек изготовил их сам. Это соответствует тексту Тосефты (но не тому, как Радбаз понял слова Рамбама).

В чем различие между ситуацией, когда человек делает тфилин сам для себя, и ситуацией, когда он приобретает их у изготовителя? Может быть, разница в том, что когда человек использует для выполнения заповеди предмет, изготовленный собственными руками, это доставляет ему дополнительную радость? А может быть, то обстоятельство, что на приобретение тфилин необходимо потратить крупную сумму, уменьшает радость? Тогда, если человек получил тфилин в подарок, согласно второму объяснению он должен произнести благословение, а согласно первому — нет. Все же различие между ситуациями, когда человек сделал тфилин сам и когда приобрел уже готовые, не столь очевидно. Из комментария «Тосафот»[9] можно заключить, что такого различия вообще не существует. Автор книги «Арух а-Шулхан»[10] тоже пишет, что ему не понятно различие между ситуацией, когда человек изготовляет для себя тфилин, и ситуацией, когда он приобретает их у мастера.

Тфилин — одежда

Рашба[11], Мааршам[12] и автор «Кесеф Мишнэ»[13], разъясняя мнение Рамбама, пишут, что тфилин считаются одеждой, и даже если их купили уже готовыми, на них необходимо произнести «Шэ-эхеяну».

Установление закона

«Мишна Брура» устанавливает закон в соответствии с мнением автора «Бейт Йосеф»: благословение «Шэ-эхеяну» на тфилин не произносят. Так же приводит и автор книги «Каф а-Хаим» от имени некоторых мудрецов Торы последнего поколения. И это же следует из книг «Бен-Иш-Хай»[14] и «Игрот Моше»[15].

В книге Ар Цви[16] сказано, что на тфилин не принято произносить «Шэ-эхеяну», так как они не доставляют человеку материального наслаждения.

В «Биур Алаха» приводится, что следует учесть мнение тех, кто обязывает произнести «Шэ-эхеяну» на тфилин: нужно произнести «Шэ-эхеяну» на что-нибудь такое, что по всем мнениям требует этого благословения, при этом имея в виду, что благословение распространяется также и новые тфилин. И автор книги «Бейт а-Йоцер»[17] пишет так же.

Благословение «Шеэхеяну»

на заповедь, исполняемую впервые До сих пор мы занимались вопросом, следует ли благословлять «Шэ-эхеяну» на новые тфилин. Рассмотрим теперь совершенно другую сторону вопроса о благословении «Шэ-эхеяну» на тфилин, связанную с общим правилом, относящимся практически ко всем заповедям: обязан ли человек, впервые исполняющий ту или иную заповедь, произносить «Шэ-эхеяну»? Автор комментария «Турей Заав», как было упомянуто, установил закон согласно мнению Рамбама: на новые тфилин обязаны благословить «Шэ-эхеяну». Далее он пишет, что даже те, кто считает, что «Шэ-эхеяну» на новые тфилин не произносят, согласятся, что человек, который исполняет заповедь тфилин впервые, обязан благословить «Шэ-эхеяну».

В Вавилонском Талмуде[18] говорится, что приносящий мучные дары в Храм должен благословить «Шэ-эхеяну». Раши поясняет, что речь идет о том, кто в этом году впервые приносит мучной дар. Другой мудрец Торы поколения ришоним, Меири, считает, что здесь говорится о коэне, который приносит мучной дар в Храме первый раз.

Из слов Раши можно понять, что на заповедь, которую исполняют первый раз в этом году, следует произносить «Шэ-эхеяну». А Меири считает, что произносить «Шэ-эхеяну» следует, только когда выполняют заповедь впервые. Автор книги «Рокеах»[19] на основании этих слов Талмуда постановил, что на заповедь, которую человек исполняет впервые, должен благословить «Шэ-эхеяну».

Авторы Тосафот[20], Рашба[21], автор книги «Итур» и некоторые другие объясняют, что в Талмуде идет речь о коэне, который приносит мучной дар. Все коэны были поделены на 24 группы, несущие посменно службу в Храме — каждая в течение недели. Эти смены, в свою очередь, состояли из шести отчих домов. Таким образом, каждый отдельный коэн мог принести мучной дар в Храме только раз в полгода. Согласно такому пониманию, нет оснований полагать, что на заповедь, которая исполняется впервые, установлено благословение «Шэ-эхеяну». Ибо речь идет о более специфической ситуации — о заповеди, которую могли исполнить только дважды в год. Но на заповедь, которая исполняется ежедневно, «Шэ-эхеяну», возможно, не благословляют, даже когда ее исполняют впервые.

Рама[22] постановил, что тот, кто делает «шхиту» (способ забоя животных, заповеданный Торой) первый раз в жизни, не благословляет «Шэ-эхеяну», так как он лишает жизни животное. Но тот, кто впервые выполняет заповедь покрыть песком кровь птицы или кашерного дикого зверя[23] («кисуй а-дам»), пролитую на землю вследствие «шхиты», обязан произнести благословение «Шэ-эхеяну». На основании этого постановления автор комментария «Турей Заав» пишет, что тот, кто накладывает тфилин первый раз в жизни, обязан произнести «Шэ-эхеяну».

Однако другой комментатор на «Шулхан Арух», автор книги «Сифтэй Коэн»[24], спорит с Рама и, основываясь на словах Тосафот и «Нимукей Йосеф»[25], доказывает, что на тфилин не благословляют «Шэ-эхеяну», даже когда эту заповедь исполняют впервые. Автор книги «При Хадаш» добавляет, что и Рашба считает, что в этих случаях не следует благословлять. Он пишет, что поскольку сомнения и споры в вопросах, связанных с благословениями, обычно решаются в сторону облегчения, и их решают не произносить, то так же следует поступить и в том случае, когда впервые накладывают тфилин: благословение «Шэ-эхеяну» не произносят.

Интересно, что обсуждая слова Рама, который считает, что на первую «шхиту» благословение не произносят, так как при этом погибает животное, никто не использует этот аргумент при обсуждении законов о тфилин, для изготовления которых тоже необходимо умертвить животное, чтобы получить кожу и жилы.

Отличие в причинах, по которым человек не мог исполнить заповедь тфилин

Автор книги «При Тоар»[26] считает, что в вопросе благословения «Шэ-эхеяну» следует различать между двумя ситуациями. Если человек не имел в принципе возможности исполнить заповедь прежде, как, например, ребенок, который до возраста 13 лет был освобожден от исполнения заповедей, то накладывая тфилин в первый раз он произносит «Шэ-эхеяну». Но в случае, когда человек не имел возможности исполнить заповедь по чисто техническим причинам, (например, у него не было тфилин) он не произносят «Шэ-эхеяну» даже накладывая тфилин впервые.

Автор респонс «Хатам Софер»[27] цитирует вышеприведенные слова автора книги «При Тоар» и заключает: «…поэтому юноше, который становится обязанным по Торе соблюдать заповеди, следует благословить “Шэ-эхеяну” на все заповеди, которые он начинает исполнять после того, как ему исполнилось 13 лет».

Практический закон

Автор книги «Твуат Шор» также склоняется к мнению, что выполняя первый раз любую заповедь, следует произнести «Шэ-эхеяну», но исполнить это на практике в отношении заповеди цицит, тфилин, сукки и мезузы невозможно, поскольку задолго до того, как мальчику исполнится 13 лет, его приучают к исполнению этих заповедей. Поэтому ко времени, когда он достигает 13 лет и становится обязанным выполнять эти заповеди по Торе, он к ним успевает привыкнуть и не испытывает ощущения новизны, которое имеет принципиальное значение для благословения «Шэ-эхеяну». Поэтому Рама говорит именно о заповедях «шхиты» и покрытия песком крови животного или птицы, которые впервые обычно выполняют уже в зрелом возрасте. Примерно о том же пишет и «Керен Давид»[28]. Автор комментария «Цви ле-Цадик» добавляет, что даже если человек впервые наложит тфилин после того, как ему исполнилось 13 лет, он все равно не произносит «Шэ-эхеяну», поскольку установлен общий закон для всех.

Существует и другой взгляд на данный вопрос. Авторы книг «Шулхан Млахим»[29], «Сиах Алаха»[30] и «Яд Ицхак»[31] считают, что статус заповедей, исполняемых ребенком, который не обязан в них по Торе, в корне отличается от статуса заповедей исполняемых взрослым человеком, обязанным в них. Поэтому юноша произносит «Шэ-эхеяну», исполняя заповеди впервые после того, как ему исполнилось тринадцать лет, несмотря на то, что он уже успел неоднократно исполнить их, не будучи обязанным в них по Торе.

В книге «Минхат Ицхак»[32] также поднимается данный вопрос. В итоге автор приходит к выводу, что не следует произносить «Шэ-эхеяну» на тфилин. Но для того, чтобы учесть мнение тех, кто полагает, что, выполняя впервые заповедь тфилин, следует благословлять «Шэ-эхеяну», было бы правильно произнести это благословение на новую одежду или плод, который впервые едят в этом сезоне, имея при этом в виду и тфилин.

Из слов автора книги «Минхат Ицхак» мы должны извлечь очень важный урок. Вначале своей респонсы он упомянул Тосефту, мнения ришоним, процитировал «Арбаа Турим», «Шулхан Арух» и их комментаторов, мнения ахроним, привел свои доводы. Но свой ответ он завершает цитатой из книги «Рошей Бесамим», которую еще называют «Сде Хемед Хадаш»[33]. Там рассказано, как автор книги спросил ребе Иссахара Дова из Бельза, надо ли произносить «Шэ-эхеяну» на тфилин, и тот ответил, что принято не произносить, учитывая мнение автора книги «Сифтей Коэн». То есть после всех исследований, требующих энциклопедических знаний, расчетов и умозаключений, необходимо спросить у мудреца Торы — конечного звена в цепи передачи Торы — и установить практический закон исключительно в соответствии с тем, что он скажет. Истинность еврейского закона заключается в великой силе передачи Торы от учителя к ученику.

Рав Шломо Залман Ойербах одалживал своим сыновьям тфилин за месяц до бар-мицвы, чтобы они заранее приучались к исполнению заповеди тфилин, как это принято. В день бар-мицвы рав Ойербах дарил сыну тфилин, и он произносил благословение «Шэ-эхеяну» перед тем, как наложить тфилин впервые после того, как это стало его обязанностью по Торе[34].

Рав Элияшив считал, что не нужно благословлять «Шэ-эхеяну» на новые тфилин. Когда раву Элияшиву рассказали, что «некий мудрец» одалживал тфилин своим сыновьям до наступления бар-мицвы, а когда им исполнялось 13 лет, он дарил им эти тфилин и они произносили «Шэ-эхеяну», рав Элияшив сказал, что он не видит в этом смысла. А тот, кто хочет учесть мнения законоучителей, полагающих, что есть обязанность благословлять «Шэ-эхеяну» на тфилин, может благословить «Шэ-эхеяну» на новую одежду или на новый плод, имея намерение, что благословение распространяется и на тфилин. Причем, нет разницы, говорится ли о ситуации, когда накладывают новые тфилин, или исполняют заповедь тфилин первый раз в жизни[35].

Когда благословлять?

В книге «Мешив Давар»[36] приводится, что благословение «Шэ-эхеяну» на новый талит произносят перед тем, как его одеть первый раз. Таким образом, оба благословения — и «Шэ-эхеяну», и на исполнение заповеди цицит, — буду произнесены вместе, подобно тому, как это установлено в отношении «Авдалы» (церемонии отделения Субботы от будних дней), когда все благословения произносят одно за другим. Отсюда можно выучить, как быть тем, кто хочет учесть на практике мнение авторитетов, считающих что следует благословлять «Шеэхеяну» когда накладывают новые тфилин или когда заповедь тфилин исполняют впервые в жизни. Перед тем, как наложить тфилин и произнести благословение (для ашкеназов — два благословения), установленное на заповедь тфилин, нужно произнести благословение «Шэ-эхеяну» на новую одежду или на новый плод, имея намерение, что благословение распространяется и на тфилин.

В период траура по разрушению Храма, отмечаемого с 17 Тамуза по 10 Ава, благословение «Шэ-эхеяну» не произносят. Этот закон распространяется и на благословение «Шэ-эхеяну», произносимое на тфилин (для тех, кто считает, что его произносят на новые тфилин или когда заповедь тфилин исполняют впервые). Как поступать в отношении поднятых выше спорных ситуаций, каждому следует выяснить для себя у своего раввина. Но все мы единодушны в нашем желании полного избавления, в молитвах о скорейшем приходе Машиаха и возвращения храмового служения, когда все увидят Славу Творца в полноте ее и наполнится Земля мудростью и знанием Б-жественного желания!


[1] 6.14-15.

[2] «Яд а-Хазака», «Илхот Брахот», 11:9; «Пеэр а-Дор», п. 49.

[3] «Кесеф Мишнэ», «Илхот Брахот», там же.

[4] См., например, Тосафот, «Менахот» 42б; «Нимукей Йосеф», «Менахот», «Илхот Цицит».

[5] Ч. 8, п. 5.

[6] См. Тосафот, «Сукка» 46а; «Коль Бо» п. 72 от имени Раавада и др.

[7] В комментарии на «Арбаа Турим», «Орах Хаим» п. 22.

[8] В комментарии на «Арбаа Турим», там же.

[9] «Сукка» 46а.

[10] «Орах Хаим» 22:3.

[11] Респонсы ч. 1 п. 183.

[12] Респонсы ч. 1 п. 148.

[13] «Илхот Швуот» 5.18.

[14] «Берешит», «Шана ришона» п. 7.

[15] «Орах Хаим» ч. 3, п. 80.

[16] «Орах Хаим» п. 21.

[17] П. 3.

[18] «Минахот», 75б и «Брахот», 47б.

[19] П. 371.

[20] «Менахот» 75б и «Брахот» 47б.

[21] «Брахот», там же.

[22] «Йорэ Дэа», 28:2.

[23] Но не домашней скотины.

[24] Там же.

[25] Их мнения были приведены выше.

[26] Там же.

[27] П. 55.

[28] «Орах Хаим», п. 57.

[29] Стр. 343.

[30] П. 22.

[31] Респонсы, ч. 1, п. 10.

[32] «Ликутей Тшувот», п. 18.

[33] Тема «Байт», п. 7.

[34] «Алихот Шломо».

[35] «Ашрей Иш».

[36] П. 43.

Из журнала Мир Торы


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше