Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ки тиса, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«И сказал Б-г Моше: Высеки себе две скрижали из камня, такие же, как первые.»[1].
В Ялкут[2] сказано: «Сказал Б-г Моше: “Принеси скрижали, сделанные твоей рукой, а Я впишу” (Десять Заповедей — прим.)», и разъясняется, почему первые скрижали были Небесного происхождения, а вторые были сделаны рукой человека.
Притча.
Один купец вел свои дела через доверенное лицо. Тот посланник был ему предан, но он умер. Купец назначил новое доверенное лицо. Тот человек прекрасно вел дела, но не был таким надежным как первый посланник. Купец был вынужден взять его на работу, и он надеялся, что хотя тот и будет его обворовывать, но все же принесет ему и прибыль. Он отправил своего нового посланника к переписчику, чтобы тот составил договор между ними, и сказал: «Принеси мне уже подписанный тобой договор, и я подпишу». Новый работник удивился: «Почему ты не поступаешь как с предыдущим работником? Тогда ты сам составил и подписал договор!» Купец ответил: «С предыдущим работником я был уверен, что все, что он будет делать, сделает для меня. Поэтому я сам составил договор между нами. Но ты ведь будешь меня обкрадывать. Я хочу, чтобы ты делал что-то и для моей пользы тоже, а для этого надо, чтобы ты поклялся выполнять договор. Поэтому я хочу, чтобы ты сам составил документ и подписал, а я подпишу его после того, как ты примешь на себя обязательство его выполнять».
Смысл этой притчи в том, что когда евреи получили первые скрижали, они стали настолько чисты духовно, что все их служение было только во имя Творца (то есть, та духовная нечистота, которую получили первые люди, ушла с момента Синайского откровения — прим.). Потому эти скрижали были сделаны Им самим. Но во время получения вторых скрижалей, еврейский народ пал со своей духовной ступени и уже не был так духовно чист, как раньше, и не мог служить только ради Творца, без примеси личных интересов. Теперь они начинают учить Тору и выполнять заповеди, чтобы получить награду. Поэтому теперь Б-г велел Моше самому сделать скрижали, а потом Б-г вписал в них Десять Заповедей.
[1] Шмот 34:1
[2] Пункт 397
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.