Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Творец либо станет укреплять того, кому хочет помочь, либо обернется против его противника и сделает все, чтобы его ослабить

«Вот Я посылаю ангела перед тобой…»[1]׳.

Написано в Мидраше[2]: Сказал Моше Всевышнему: «Ты посылаешь ангела?! Но ведь со мной был другой уговор, Ты сказал: “И спущусь Я спасти его (еврейский народ) из Египта… и вывести его.”[3]. Если Ты сам не ведешь нас, не выводи нас отсюда!»[4]Сказал Всевышний: «Не пойду среди вас.». Ответил Моше: «Но ведь Ты сказал, что пойдет ангел. А я прошу, чтобы Ты сам был с нами». Сказал ему Всевышний: «Обещаю тебе, что Я сам пойду впереди вас, можешь быть спокоен»[5]. И про это сказано руах а-кодеш: «Где слово царское, там власть. Соблюдающий заповедь не познает зла.»[6].

(Руах а-кодеш — некий уровень пророчества. Мудрецам пророчески открылось то, что произошло между Б-гом и Моше, чтобы научить нас, что если человек праведен, соблюдает заповеди, то у его молитвы есть сила отменить тяжелое решение Небес — прим.)

Трудно понять эти слова Мидраша. Мне кажется, что чтобы понять их, следует рассмотреть два вида избавления.

Притча. Два человека борются между собой. Приходит третий, и хочет помочь одному из них. Он может сделать это двумя способами: либо он станет укреплять того, кому хочет помочь, и делать так, чтобы тот был сильнее, или он обернется против его противника и сделает все, чтобы его ослабить, обеспечив, таким образом, победу тому, кому хотел.

Всевышний посылал нам избавление обоими этими способами. В одних случаях Он давал силу еврейскому народу. Так было, когда Он вывел их из Египта: Он окружил их облаками Славы, разверз им море, и провел их по нему. Все это вселяло в них силу и мужество. А в другие разы Он наводил страх на врагов народа.

Разница между этими способами в том, что укреплял и усиливал еврейский народ Всевышний сам, как сказано: «Тебе, Б-г, величие и сила.»[7]. Но когда Всевышний хотел ослабить и уничтожить врагов еврейского народа, он делал это через посланника, так как это уменьшает Его достоинство, ведь сказано: «От Б-га не выйдет зло.»[8]. И как сказано про сокрушение ассирийского войска: «И вышел ангел Б-га и поразил стан Ассирии». Не подобало, чтобы Всевышний сделал это сам. И возможно это имеется в виду в стихе: «…И поднял (Йеошуа) глаза и увидел: вот стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч. И сказал ему: С нами ты, или с неприятелями нашими?»[9] На первый взгляд, вопрос Йеошуа выглядит странным: как мог он предположить, что ангел Б-га пришел, чтобы помочь врагам его народа. Но в соответствии со сказанным выше, можно предположить, что Йеошуа хотел знать, каким способом придет им спасение — при помощи укрепления их самих, или при помощи ослабления врагов. И еще я хочу привести притчу, которой можно объяснить, как Йеошуа мог сомневаться, и предположить, что ангел Б-га пришел в помощь врагам, а также объяснить ответ ангела: «Нет. Я военачальник войска Б-га. Теперь пришел»[10]. Эти слова: «теперь пришел» мудрецы приводили как объяснение строгости запрета необоснованной отмены времени изучения Торы. Я приведу еще объяснение.

Притча. Когда у входа в дом стоит стражник с мечом в руке, то это может быть по двум причинам. Одна — он стоит там, чтобы охранять важное лицо, находящееся во дворе этого дома, чтобы никто не причинил ему вреда. Другая — стеречь находящегося в доме задержанного, чтобы не сбежал. Чтобы различить, по какой причине дом охраняет стражник, надо обратить внимание, как он стоит: если он стоит лицом наружу, значит он охраняет находящегося в доме, чтобы никто не вошел к нему без разрешения. Но если его лицо обращено к дому, значит он стережет находящегося в доме, чтобы не сбежал. Однако иногда бывает, что хотя стражник оберегает находящегося в доме от нежелательных лиц, он все же смотрит в сторону дома. Это происходит, когда он только что прибыл снаружи, чтобы встать на стражу. Тогда его лицо некоторое время обращено к дому, чтобы известить находящихся там о своем прибытии, а потом он разворачивается, чтобы смотреть наружу.

И в этом и заключался вопрос Йеошуа. Сказано: «.И поднял (Йеошуа) глаза и увидел: вот стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч.». Он недоумевал: «Если ты военачальник воинства Б-га, то ты должен быть нашим спасителем от врагов. Почему же ты стоишь с обнаженным мечом против меня?» Поэтому он и спросил: «С нами ты, или с неприятелями нашими?» На это ангел ответил ему: «Нет. Но я военачальник войска Б-га. Теперь пришел я» — не удивляйся, что я стою с мечом лицом к тебе — ведь я только что пришел, и хотел, чтобы ты знал, что я здесь.

Об этом и говорит вышеприведенный Мидраш: «Ты посылаешь ангела?!… Если Ты сам не ведешь нас, не выводи нас отсюда!» Сказал ему Всевышний: «Обещаю тебе, что Я сам пойду впереди вас, можешь быть спокоен». И про это сказано: «Где слово царское, там власть… Соблюдающий заповедь не познает зла.» — Моше своей молитвой победил и Всевышний пообещал сам идти с народом Израиля. И не подобает, чтобы соблюдающие заповеди были спасены посредством кого-то, от чего падут их враги. Но именно постоянное и прямое вмешательство Творца добавит им силу, и поднимет над всеми, желающими им зла.


[1] Шмот 23:20

[2] Мидраш Шмот Раба 32:8

[3] Шмот 3:8

[4] Шмот 33:14

[5] Шмот 33:14

[6] Коэлет 8:4-5

[7] Диврей а-Ямим I 29:11

[8] Мелахим II 20:35

[9] Йеошуа 5:13

[10] Йеошуа 5:14

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 

Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше