Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Творец провел фараона через огонь и воду, чтобы этим распространилось знание о могуществе Б-га и о том, что Он наблюдает за происходящим в мире

«А я ожесточу сердце египтян, и они погонятся за вами,… прославлюсь, наказав фараона, и все войско его… И узнают египтяне, что Я Б-г, когда прославлюсь, наказав фараона.»[1]

Следует обратить внимание на повтор: «.и прославлюсь, наказав фараона» и «.когда прославлюсь, наказав фараона.». Мне кажется, что это можно объяснить словами Мидраша[2]: «А я ожесточу сердце египтян.» — это похоже на двух людей — сильного и слабого. Сильный победил слабого и забрал себе его венец. Благодаря кому теперь у сильного есть венец? Благодаря слабому. Так и здесь, кто сделал так, что Всевышний прославился? — фараон, которого Он наказал.

Вот разъяснение этому.

 

Притча.

Когда богач устраивает большой пир, это требует серьезных приготовлений. Надо откошеровать мясо, готовить, печь и т.п. Обычно все продукты доставляются к поварихе, и она готовит всю еду, а потом приходят слуги и забирают готовые блюда в дом богача. Когда слуги приходят, они не забирают у поварихи абсолютно все, так как это не принято. Они оставляют ей понемногу от каждого блюда — немного рыбы, мяса, желудка, печени и т.п.

Смысл этой притчи в том, что Всевышний как бы сделал в доме фараона приготовления к «пиру» — Он провел его через огонь и воду, чтобы этим распространилось знание о могуществе Б-га и о том, что Он наблюдает за происходящим в мире. Когда этот «пир» был готов, следовало, как принято, оставить что-то «поварихе», то есть, фараону. Об этом и сказано: «А я ожесточу сердце египтян, и они погонятся за вами,… прославлюсь, наказав фараона, и все войско его. И узнают египтяне, что Я Б-г…». Благодаря всем чудесам и египтяне тоже познают Б-га, и Он прославится, наказав фараона, так как благодаря этому наказанию знание о Б-ге и Его могуществе распространится по миру, как сказано в Мидраше: «…кто сделал так, что Всевышний прославился? — фараон, которого Он наказал».

«Тогда станет петь Моше.»[3].

Написано в Мидраше[4]: Сказано: «А я воспевать буду силу Твою, и восхвалять с утра милосердие Твое, ведь был Ты оплотом мне, и убежищем в день бедствия моего»[5]. «А я воспевать буду силу Твою.» — в будущем. «.ведь был Ты оплотом мне.» — во время изгнания под властью Эдома. «.и убежищем в день бедствия моего» — во времена Гога и Магога.

Чтобы понять, о чем говорили мудрецы, толкуя о будущем избавлении и чудесах, которые Б-г обещает нам, приведем сначала другие слова царя Давида: «А я на милосердие Твое полагаюсь, возрадуется сердце мое спасению Твоему. Воспою Б-гу, ведь Он сделал мне благо»[6] и еще: «Г-сподь! Силе Твоей возрадуется царь, и при спасении Твоем будет ликовать»[7]. Разъяснение этому в том, что еврейскому народу были даны два казалось бы противоречащие друг другу повеления. Одно — быть уверенными в том, что Б-г хранит нас, а другое — радоваться спасению. Написано в книге «Ховот а-Левавот», что тот, кто уверен во Всевышнем, постоянно пребывает в радости от того, что Он всегда может сделать человеку добро. Он радуется так, как будто Всевышний уже восполнил ему все, что ему не достает — он рад одинаково и до получения блага и после, как сказал пророк: «Но радуйтесь и веселитесь всегда тому, что Я творю.»[8].

Притча.

Это похоже на сына богача, который радуется богатству своего отца и хвастается им, хотя у него самого пока ничего нет. Он твердо уверен, что отец хранит богатство для него, и он ни в чем не будет нуждаться.

Обязанность радоваться всему тому, что Он делает нам, кажется противоречащей обязанности быть уверенными в Творце и уповать на него, ведь мы должны благодарить Его за каждую вещь, которую Он нам делает, и благословлять Его каждый день, и радоваться всем благам, которые от Него получаем, как сказано: «И радуйся всему благу, которое дал тебе Б-г твой».

Притча.

Человек дает многим людям ссуды. Среди них есть такие, в ком он полностью уверен, что они выплатят долг, и такие, о ком он знает, что взыскать с них долг будет непросто. К нему приходит кто-то и говорит, что видел, как один из его должников готовит деньги, чтобы вернуть. Если тот, кого он видел, принадлежит к тем, кто плохо возвращает долги, и заимодавец уже отчаялся что-то получить с него, то за то, что осведомитель подал ему надежду получить свои деньги обратно, он даст ему вознаграждение — ведь он порадовал его, и это новая радость — он уже не надеялся получить эти деньги. Но если тот, кто готовит деньги, надежный человек, который всегда платит вовремя, то новость о том, что он готовит деньги не вызывает у заимодавца особой радости.

Так поступает и человек, у которого недостаточно уверенности в Творце. Он не будет искать причин радоваться, пока не получено от Него благо или спасение, а наоборот, будет еще переживать и грустить. А когда Всевышний даст ему благо, тогда возрастет в нем радость, и он почувствует необходимость благодарить и прославлять Его за добро, хотя раньше этой радости не чувствовал. Но тот, чье сердце полностью уверено в Творце, постоянно радуется силе и могуществу Творца. Как же сможет он обрадоваться еще больше, когда Он пошлет ему благо? Ведь для него это не новшество. Этим хвалится царь Давид: «А я на милосердие Твое полагаюсь, возрадуется сердце мое спасению Твоему» — мне еще не было послано спасение, но я все равно радуюсь. И сказал: «Г-сподь! Силе Твоей возрадуется царь, и при спасении Твоем будет ликовать» — это после того, как спасение пришло, как говорится дальше в этой главе Теилим. И следует задать вопрос: каким образом возникает в сердце уверенного в Творце новая радость после получения блага? Ведь уже до того он радовался, как если бы уже его получил!

Притча.

Один человек пригласил гостя на трапезу, и после еды сказал ему: «Ты приглашен ко мне и завтра!» Гость поблагодарил его за радушие. Назавтра, когда они закончили трапезу, гость громко благословил хозяина и поблагодарил за гостеприимство. Хозяин поинтересовался: «Ты уже поблагодарил меня за это, когда я пригласил тебя вчера. Почему ты делаешь это снова?» Гость объяснил: «Вчера я получил твое повторное приглашение на сытый желудок. И хотя я знал, что завтра снова буду голодным, и ты меня накормишь, все же я еще не чувствовал мук голода и наслаждения от насыщения. Но теперь, когда я был голоден, а ты накормил меня, я ощущаю наслаждение и лучше осознаю твое радушие и гостеприимство. Поэтому сегодня я благодарю тебя от всего сердца!»

Так и уверенный в Творце. Он радуется спасению Всевышнего еще до того, как оно пришло, зная, что как только ему что-то потребуется, Всевышний ему пошлет и спасет в трудную минуту. Все же, он еще не испытал горя лишения или неудобства от нехватки чего-то, а потому не может полностью ощутить радости от спасения. Но когда ему что-то было необходимо, и Всевышний ему послал это, тогда его радость станет более осязаемой, так как он сможет ее прочувствовать полностью. И об этом сказано: «Силе Твоей возрадуется царь…» — что есть у Тебя сила спасти, «.и при спасении Твоем будет ликовать» — после спасения радость его увеличится, потому, что, как сказано далее: «Желание сердца его дал Ты ему»[9] — когда он получил то, что ему не хватало, он ощущает благо, посылаемое Творцом, с большей силой. И то же самое говорится в стихе: «А я на милосердие Твое полагаюсь, возрадуется сердце мое спасению Твоему. Воспою Б-гу.» — почему? — «.ведь Он сделал мне благо». Об этом говорит и стих: «А я воспевать буду силу Твою, и восхвалять с утра милосердие Твое, ведь был Ты оплотом мне, и убежищем в день бедствия моего». «А я воспевать буду силу Твою» — ведь я уверен, что Ты можешь меня спасти, — «и восхвалять с утра милосердие Твое.» — после того, как спасение пришло, потому что «был Ты оплотом мне, и убежищем в день бедствия моего», а потому теперь это спасение ощущается сильнее.

Теперь становятся понятными слова Мидраша: «Тогда станет петь Моше» — сказано: «А я воспевать буду силу Твою, и восхвалять с утра милосердие Твое, ведь был Ты оплотом мне, и убежищем в день бедствия моего». Мы уже говорили ранее, что избавление из Египта включало в себя чудеса и какие-то другие части будущего избавления. Поэтому сказано: «Тогда станет петь Моше.», а не «Тогда пел Моше…» — эту песнь будут петь сыны Израиля в будущем, как сказано: «Сила моя и ликование — Б-г, Он будет спасением мне»[10]. Написано в Мидраше: «был спасением и будет». Поэтому мудрецы после стиха «Тогда станет петь Моше…» привели стих: «А я воспевать буду силу Твою, и восхвалять с утра милосердие Твое.» — в будущем. То есть, сейчас пели о будущем избавлении, которое включено в нынешнее. И еще: «.и восхвалять с утра милосердие Твое.» — когда произойдут новые чудеса, в будущем («утром»), я буду петь о них вдвойне, ведь: «. был Ты оплотом мне.» — во время изгнания под властью Эдома. «и убежищем в день бедствия моего» — во времена Гога и Магога. Будущие чудеса будут ощущаться больше, чем те, которые были вначале. На это намекает стих: «Тогда станет петь Моше и сыны Израиля.и сказали говорить»[11] — решили петь и восхвалять, когда и в будущем будут чудеса.


[1] Шмот 14:17-18

[2] Мидраш Шмот Раба 21:11

[3] Шмот 15:1

[4] Мидраш Шмот Раба 23:6

[5] Теилим 59:17

[6] Теилим 13:6

[7] Теилим 21:2

[8] Йешаяу 65:18

[9] Теилим 21:3

[10] Шмот 15:2

[11] Шмот 15:1

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше