Из цикла «До Потопа и после», темы: Первородный грех, Сотворение мира, Ган Эден, Рав Александр Красильщиков, Адам и Хава
Ощущение наготы было первым импульсом в бесконечной цепочке зависимости человека от материального мира. Новоявленная зависимость вынудила Адама и Хаву отправиться туда, где царила материя. К этим, неведомым прежде заботам, добавились ещё: для женщины — муки, связанные с беременностью и родами,[1] а для мужчины — необходимость добывать средства к существованию. Каждое достижение отныне потребует от человека огромных усилий.[2]
Изменился характер отношений между Адамом и Хавой. Если раньше Хава проявляла признаки власти над своим супругом, то теперь всё стало иначе — к женской сути добавилось неистребимое влечение к мужчине. Отныне она будет вынуждена подчиняться ему и в значительной мере лишится собственной независимости.[3]
В новой складывающейся ситуации дополнительные тяготы были необходимы.
Превратив проступком свой внутренний мир в клубок противоречий, в арену битвы добра и зла, человек подверг себя постоянной опасности склониться к злу. Новоявленные трудности, прежде всего, предназначались тормозить эту склонность, направлять лишнюю энергию на борьбу за существование. Но ещё — они неизменно напоминали Человеку, что оставшиеся силы следует посвятить исправлению.[4]
Тогда же случилась ещё одна вещь. Окружающий мир, изначально готовый удовлетворить все потребности человека, также претерпел изменения. Природа обрела свойство более скупо и неохотно отвечать на усилия людей. Земля теперь меньше и тяжелей производила плоды, пригодные в пищу, и это было существенным изменением её первоначальных свойств.[5]
Подобно тому, как телесная оболочка человека слилась в непостижимом синтезе с его душой, и лишь смерть способна разрушить эту связь, так и во всём мире произошло взаимопроникновение духовного и материального. Мир стал другим, более приземлённым и неустроенным.
Если в Ган Эдене, чтобы насытиться, достаточно было нескольких зёрен пшеницы, обладавших повышенной питательностью и не требовавших дополнительной обработки, то во внешнем мире всё оказалось по-другому. Чтобы добыть пищу, способную насыщать, нужно было вырастить урожай, собрать его, превратить зёрна в муку, муку — в тесто, а уж из него испечь хлеб, ставший основным продуктом питания. Такое положение вещей служило на благо человеку, необходимость заботиться о пропитании помогало сдерживать дурные свойства и тормозило духовную порчу. Недаром работу по выращиванию и выпечке хлеба равняют духовной работе.[6]
В этот знаменательный час, почувствовав своё новоявленное несовершенство, человеческая пара сделала первый шаг к той деятельности, что станет прелюдией всех производственных и творческих процессов будущего — они сшили себе из огромных листьев инжира некое подобие набедренной повязки. Это ещё не была одежда, как таковая, но это был шаг, знаменующий начало практической жизни в материальном мире.[7]
Следует отметить, что проступки первых поколений людей, начиная с Адама и его жены, не диктовались стремлением восстать против Творца или отрицать Его существование. Причина их проступка состояла в абсолютном непонимании последствий греха. У людей просто отсутствовал в этом опыт. Неведомы им были и такие понятия, как ответственность за грех, умение бороться с дурным влечением. Всё это появилось позже.
Красота мира, полного чудесных творений, радость познания нового, стремление к перемене жизненного уклада — вот что является главным стимулом и причиной духовных потрясений человека, как теперь, так и тогда.
Но для первых людей это было особенно захватывающе, поскольку их свежий взгляд на мир дал им ясно понять, что всё созданное в мире существует лишь для их блага и наслаждения.[8]
В десятом часу шестого дня, Адам и Хава, нарушившие свою первую заповедь, были вынуждены покинуть пределы Ган Эдена. Это положило начало процессу, который мы называем всемирной историей. Основной её принцип — свободный выбор человеком своих поступков, хороших или дурных, и, соответственно, воздаяние за этот выбор.
Попробовав плоды с дерева Знания Добра и Зла, Адам и Хава впустили в себя стремление к злу прежде, чем достигли уровня, который бы позволил им эффективно противостоять новой реальности. Если бы дождались наступления Седьмого дня — Шабата, до которого оставалось меньше двух часов, дурное начало уже не имело бы силы завладеть ими. Но теперь их материальная составляющая возобладала, и Ган Эден больше не мог быть их обиталищем. [9]
Оставался лишь технический вопрос — как их выманить из Ган Эдена? Ведь знал Творец, если скажет людям, что изгоняет их, ни за что не согласятся уйти и предпочтут умереть, но остаться. Но мир без людей существовать уже не мог. И тогда Творец приказал человеку выйти наружу, чтобы поработать некоторое время на земле, из праха которой взят, то есть, как бы расширил обязанности Адама и его жены, добавив к обязанности ухаживать за Ган Эденом обязанность работать на земле. Человек и его жена смиренно покинули Ган Эден, надеясь вскоре вернуться. Но, выйдя в этот мир, они обнаружили, что обратного пути нет. Ворота захлопнулись.[10] Вместе с Адамом и Хавой, за пределами Ган Эдена оказались и все другие твари, а также имущество и шатры.[11] Единственное, что могло утешить изгнанников — место, с которого они начали свою жизнь на земле — была гора Мориа, где в будущем воздвигнут Бейт а-Микдаш, и откуда когда-нибудь ворота в Ган Эден отворятся снова.[12]
[1] Бавли, Ирувин,100
[2] Маараль
[3] Берешит Рабо, 20
[4] Даат Софрим
[5] Рамбан
[6] Даат Софрим.
[7] Мальбим, Берешит,3,7
[8] Даат Софрим
[9] Даат Софрим
[10] Толдот Ицхак, Берейшит, 3, 23
[11] Рокеах
[12] Мидраш а-Гадоль
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Всевышний приказал Аврааму принести в жертву своего сына Ицхака. Мудрецы считают, что Творец хотел наказать праотца за излишнее милосердие.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Кто исполняет свои обязанности с расторопностью, убедительно доказывает, что он любит своего Создателя
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Какова сущность смеха в физическом мире? Что конкретно провоцирует эту универсальную реакцию человека?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».