Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вести за собой способен лишь тот, кто умеет себя вести, не даёт волю эмоциям, не идёт у них на поводу»Рав Ноах Орловек
О заповеди уважения к родителям

В наше время пожилых родителей нередко отправляют в дом престарелых. Такое решение, принятое молодой семьей, весьма распространенное явление. Часто это бывает против воли родителей. В лучшем случае они с горьким вздохом «осознают», что «обременять молодых нехорошо». Нетрудно догадаться, что даже для самых «сознательных» пап и мам этот переезд очень нежелателен. Как же должна поступать молодая семья, когда содержать пожилых родителей становится непросто?

Конкретного ответа мы давать не будем. Закон Торы подразумевает определенные ситуации, когда дети имеют право переложить заботу о родителях на других, поэтому каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно. Попробуем лишь понять подход к решению этого сложного вопроса, пользуясь нашими древними источниками.

Одна из заповедей Торы — «почитание отца и матери». В главе «Итро» книги «Шмот» Тора провозглашает: «Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле, которую Б-г, Всесильный твой дает тебе». Творец этого мира не просто повелевает исполнять эту заповедь, Он также обещает продлить годы жизни каждого, кто серьезно относится к ее исполнению. В своем комментарии на этот отрывок выдающийся РАШИ (Рабейну Шломо Ицхаки (1040 — 1105 г.г.) говорит, что в той же мере как при почитании родителей Вс-вышний увеличивает годы жизни, так же в случае плохого отношения к ним, сокращает. Кроме этого, утверждает «Пеле Йоэц» (Рабби Элиэзер Папо), как ты поступаешь со своими родителями, того же ожидай и от своих детей по отношению к тебе.

Первым примером проявления бережного отношения к чести и достоинству отца служит поведение сыновей Ноаха Шема и Йефета, которые, закрывая наготу отца одеждой, приблизились, повернувшись спиной. Они поступили так, чтобы даже в мыслях не допустить пренебрежения по отношению к родителю (см. Брейшит 9:23).

Кстати сам Ноах — единственный праведник, спасшийся со своей семьей от потопа — был спасен Вс-вышним именно в заслугу этой заповеди. Древняя книга «Тана двей Элиягу» говорит о том, что сын первого человека Шет, заботился о своем отце Адаме. Сын Шета Энош в свою очередь помогал своему отцу. Когда же попросили Эноша, чтобы он позаботился также о своем дедушке, он мягко отказался, мотивируя свой отказ тем, что о дедушке он заботиться не обязан. Сын Эноша Кейнан тоже кормил и содержал своего отца, а о дедушке Шете печься не пожелал. Так же вели себя несколько следующих поколений до Ноаха (от Адама до Ноаха — 10 поколений), который принял на себя заботу о всех своих дедушках и прадедушках, доживших до той поры. (А тогда, как известно, жили до 900 лет и больше). Праведные дела Ноаха оценил Вс-вышний, который спас именно его семью от потопа. Когда современники Ноаха должны были погибнуть за свои грехи, именно Ноаху сказал Творец: «Войди ты со своим семейством в ковчег, ибо тебя увидел я праведным предо мной в этом поколении». (Брейшит 7:1).

О том насколько велика плата за выполнение заповеди о почитании родителей повествует также мидраш «Асерет адиброт». В нем рассказывается о раби Еошуа бен Элем — знаменитом мудреце древней эпохи. Однажды во сне он услышал: «Радуйся, что ты и Нанас-мясник рядом будете в Ган Эден (будущем мире), и твоя доля будет равна его доле». Раби Еошуа очень встревожился: «Горе мне. С раннего детства я занимаюсь служением Творцу и непрерывно учу Тору. Не проходил и двух метров без тфилин и цицит, поставил на ноги 80 учеников, и приравнивают мои поступки с поступками Нанаса-мясника?!» Тут же объявил раби Еошуа ученикам, что не войдет в Бейт Мидраш (место, где учат и преподают Тору), пока не узнает, кто такой Нанас-мясник. Он отправился в путь, шел из города в город, всюду расспрашивая о Нанасе-мяснике, пока, наконец, не обнаружил его местечко. Жители небольшого селения недоумевали — зачем великому праведнику понадобился этот простолюдин. Нанас тоже никак не хотел верить, что сам раби Еошуа бен Элем им интересуется. Но однажды мудрец постучал в дверь мясника. Нанас, увидев его, в страхе упал на колени:

— Чем я удостоился вашего посещения, Венец Израиля?

— Расскажи мне, чем ты занимаешься? — спросил раби Еошуа.

— Я простой мясник. Есть у меня старенькие папа с мамой, которые уже не в силах стоять на ногах. Изо дня в день я их одеваю, кормлю и омываю…

Встал раби Еошуа, поцеловал мясника и воскликнул:

— Счастлива моя доля, что заслужил я быть с тобой рядом в Ган Эден!

Само собой большая плата за заповеди не является основной причиной их исполнения. Тот союз, который был заключен между Вс-вышним и евреями при получении Торы, подразумевает безоговорочное исполнение тех обязательств, которые евреи на себя приняли. Вместе с тем важно осмыслить каждую заповедь Торы и уже то, что за соблюдение конкретной заповеди Творец установил высокую плату, говорит нам, что она особенно важна.

Автор книги «Хинух», имя которого неизвестно, утверждает, что из повеления почитать родителей мы учим насколько необходимо каждому из нас работать над качеством элементарной благодарности и, в частности, быть признательными тому, кто помог нам появиться на свет и вложил много сил, чтобы поставить нас на ноги. Тот, у кого есть это качество, может в дальнейшем достичь больших высот в служении Вс-вышнему, так как такой человек осознает, что и Творцу он многим обязан. Неблагодарный же кроме собственного «я» никого не видит. Для такого не существует ни родителей, ни Вс-вышнего. Все, что мешает личному комфорту, не вписывается в его жизненную программу.

Изменить окружающий нас мир мы не беремся, однако исправить самих себя, быть более чуткими к другим людям и тем более к тем, которым мы многим обязаны, каждому по силам.

Статья была опубликована в журнале «Мир Торы»


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»