Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Толдот, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«И испугался Ицхак очень сильно. и благословил я его (Яакова). Пусть же будет он благословен»[1]. «Как услышал Эйсав. разве нет у тебя для меня благословения?»[2]. «И ответил Ицхак. Ведь господином поставил я его над тобой. а тебе, что теперь сделаю, сын мой?»[3].
Написано в Мидраше[4]: «разве нет у тебя для меня благословения?» — хоть какого, пусть самого простого.
И это непонятно. Чтобы разъяснить это, следует отметить еще один вопрос, который задавали многие великие мудрецы: почему Ицхак вообще хотел дать эти великие благословения, «от росы небес и туков земли», Эйсаву. Даже если Ицхак не считал Эйсава злодеем, все же было известно, что его младший брат более праведен! Почему же Ицхак не хотел изначально благословить Яакова этими благословениями и благами? Попытаюсь дать на это ответ.
Притча.
Один большой богач занимался торговлей. У него было много магазинов, а также ресторан, где продавались еда и питье. По указу градоначальника, это был единственный ресторан в городе. У этого богача было два сына. Один умный и честный, а другой обжора и пьяница, который тратил деньги направо и налево. Когда богач решил разделить имущество между сыновьями, он отдал пьянице все свое имущество, а умному сыну оставил только ресторан. Его спросили, почему он так странно распорядился имуществом. Он ответил: «Известно, что отец всегда жалеет сына, даже если он негодяй и позорит его. Поэтому я захотел хотя бы на короткое время дать ему богатство. Но я также знаю, что долго оно у него не задержится, и постепенно все перейдет к моему умному второму сыну. Ведь тот пьяница растратит все в ресторане, и таким образом все перейдет к нему. А если я все имущество отдал бы умному сыну, а пьянице только ресторан, то никакой пользы он бы из него не извлек».
Смысл этой притчи в том, что про Эйсава и Яакова сказано: «народ от народа усилится»[5]. То есть, сила одного происходит от слабости второго. Если один из-за своих дурных поступков потеряет свои блага, то Всевышний заберет их и отдаст лучшему брату. Поэтому Ицхак решил изначально благословить Эйсава всеми материальными благами, а Яакову дать благословение «… когда согрешит…». То есть, когда Эйсав согрешит, все блага перейдут к Яакову. Было понятно, что Эйсав согрешит скоро, ведь это для него обычное дело, и с каждым грехом благословение будет переходить к Яакову. Таким образом, Яаков вскоре получил бы все данные Эйсаву благословения. Этого не могло быть при получении Яаковом всех благословений сразу. Когда Эйсав пришел к Ицхаку, выяснилось, что все материальные блага получил Яаков, и Эйсаву осталось только благословение «… когда согрешит.» — когда Яаков согрешит, Эйсав станет его владыкой. Но это должно было случиться очень нескоро, ведь сказано: «Не увидел греха у Яакова». Поэтому Ицхак испугался: чем же теперь он благословит Эйсава, как сказано: «И испугался Ицхак очень сильно. и благословил я его (Яакова). Пусть же будет он благословен». Теперь все останется в руках Яакова, и Эйсав не получит ничего. Когда Эйсав это услышал, закричал. И ответил ему Ицхак: «Пришел брат твой и хитростью забрал твое благословение» — то, которое я приготовил для тебя. И сказал Эйсав: «Поэтому назвался Яаков (от слова экев — “обогнуть”, “обойти”). и теперь забрал мое благословение.» — то, которое подходило ему. «.Разве нет у тебя для меня благословения?» — разве нет благословения, которое Ицхак собирался дать Яакову? Пусть отдаст его Эйсаву. И это имелось в виду в Мидраше (от оставшихся) — даже если благословения Яакова ему не очень подходят, пусть лучше даст их Эйсаву, ведь это лучше, чем ничего. На это Ицхак ответил, что благословение, которое он собирался дать Яакову, ничем ему не поможет — «Ведь господином поставил я его над тобой… и урожаем и вином укрепил я его» — он все отдал Яакову, и Эйсав не сможет это забрать. Поэтому Ицхак сказал: «А тебе, что теперь сделаю, сын мой?» Все же Эйсав настаивал: «Разве у тебя есть всего одно благословение?» Тогда Ицхак вынужден был благословить его: «… когда нарушат (его потомки Тору), свергнешь ты иго его со своей шеи»[6].
В виде исключения разъясним здесь слова пророка «Так сказал Б-г Эдому. зло сердца твоего подстрекало тебя»[7].
[1] Берешит 27:33
[2] Берешит 27:34, 36
[3] Берешит 27:38
[4] Мидраш Берешит Раба 67:4
[5] Берешит 25:23
[6] Берешит 27:40
[7] Овадья 1:1,3. Пророк Овадья — из 12 «малых» пророков (трей асар), по происхождению из Эдома — потомок Эйсава. Он прошел гиюр, стал евреем и был великим праведником. Писание свидетельствует о нем: «Раб твой боится Б-га очень» — прим.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.