26 октября 2023 года, темы:
Еврейский народ понес тяжелую утрату. В Иерусалиме на 94 году жизни скончался глава ешивы «Атерет-Исраэль» гаон раввин Барух-Мордехай Эзрахи, да будет благословенной память о праведнике.
В июле раввин Эзрахи был госпитализирован в больницу «Хадасса Эйн-Керем» и подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. В последние дни его состояние здоровья незначительно улучшилось — раввин общался с близкими, делая упор на духовном укреплении каждого в дни войны.
Гаон раввин Барух-Мордехай Эзхрахи родился в Петах-Тикве в 1929 году, с детства решив посвятить свою жизнь изучению Торы. Он получил образование в иерусалимской ешиве «Хеврон». После женитьбы на Шуламит, дочери машгиаха ешивы, гаона раввина Меира Хадаша, р. Эзрахи стал преподавать в «Хевроне». Параллельно он давал уроки в ешиве «Кнессет-Хизкиягу» в Кфар-Хасидим.
В 1965 году раввин Эзрахи основал движение «Бней-Тора», в рамках которого он убедил многих учеников национально-религиозных школ пройти обучение в хороших ешивах.
Обладая огромными познаниями в Торе, харизматичностью, и необыкновенно выразительный образной речью, в 1976 году раввин Эхрахи покинул ешиву «Хеврон», чтобы основать новое заведение — ешиву «Атерет-Исраэль» в иерусалимском районе Баит ва-Ган, названную по имени его покойного отца. В ешиве «Атерет-Исраэль» во время "большой алии" училось немало выходцев из Советского Союза, многие из которых стали известными популяризаторами иудаизма среди русскоязычных евреев.
У рава Эзрахи учились такие русскоязычные раввины, (в будущем — авторы нашего сайта), как рав Эльяу Тавгер, рав Арье Кацин, рав Элиша Гринберг, рав Александр Барк, рав Пинхас Зидман, рав Реувен Хаскин, рав Мордехай Тумаркин и многие другие. А потом, уже после вновь воссозданной группы русскоязычных учеников ешивы, которую возглавил рав Элиша Гринберг — рав Зеев Гершензон, рав Даниель Басовский, рав Шимшон Изаксон и многие другие.
Несколько лет назад ешива переехала в новый кампус в Кирьят-Сефере. Невзирая на возраст, раввин Эзрахи продолжил ездить туда из своего дома в Иерусалиме.
Гаон раввин Барух-Мордехай Эзхрахи оставил после себя сына, раввина Бен-Циона Эзрахи, и четырех дочерей.
Фотографии: שוקי לרר
Cм. любителькое видео: рав Эзрахи танцует с русскоязычными студентами в Москве
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»