Из цикла «До Потопа и после», темы: Сотворение мира, Шабат, Еврейская история, Рав Александр Красильщиков
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. ШАБАТ
Стать незаменимым инструментом в этом процессе предстояло завершающему аккорду Творения — Шабату.
В отличие от остальных дней Творения, на седьмой день, то есть в Шабат, не было создано ни одного материального объекта. Законы природы, весь мир были завершены за шесть предыдущих дней. В седьмой день случилось кое-что другое: заработал закон, имеющий неоценимое значение для существования мира.
Начиная с первого Шабата и доныне, в каждый седьмой день недели на мир воздействует особая духовная сила, способная возвысить, как тело, так и душу человека, добавляя к ним особый духовный свет, как бы смягчая уравновешивая их.
Погружённый в земные, утилитарные заботы, человек в течение недели мало-помалу теряет духовный заряд, влияние б-жественной души ослабляется. Ведь душа, также как и тело, нуждается в пище, и без духовной «подзарядки» испытывает голод и погибает. Шабат — та самая энергия, которая, помимо первоначального импульса, питает мир, и, при правильном использовании, может поднять человека на новую духовную ступень.[1]
Влияние этой силы проявляется снаружи и внутри человека.
Внешне это выражается в особом покое, умиротворении, позволяющем человеку вырваться из будничного напряжения, что почти невозможно в другие дни. Внутреннее же воздействие — это отрешение от ограниченного материального восприятия и переход на рельсы ничем не стеснённого духовного зрения.
На заре своего существования человечество не использовало мощный потенциал Шабата. Долгие годы эта сила, эта энергия не находила пристанища и пропадала зря. Только с появлением на исторической сцене еврейского народа прекратилось это недопустимое расточительство. Шабат стал неотъемлемой частью духовного и физического существования Израиля.
Существуют два уровня, две системы координат, в которых действует всё в мире. Первая из них — естественный привычный порядок, когда одно событие логически следует из другого, когда результат действия сил в мире понятен и предсказуем. Но есть и другой подход — противоположный первому, когда мир, на какое-то время как бы выходит за рамки законов природы и управляется тем, что принято называть чудесами. В Шабат как раз и происходит этот переход, когда привычный ход жизни становится неподвластным будничному расписанию.[2]
[1] Бейца, 15
[2] Толдот Ицхак
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»