Из цикла «До Потопа и после», темы: Сотворение мира, Шабат, Мистика, Еврейская история, Рав Александр Красильщиков
Но зачем вообще понадобились эти шесть дней Творения, завершающиеся всплеском под названием Шабат? Почему бы весь этот семидневный процесс не вместить в один миг Творения, чтобы сразу расставить всё по своим местам?
Этот семисуточный последовательный процесс Творения, этот подённый ход преобразования мира предназначались для человека, чтобы помочь ему осмыслить своё место в мироздании. Сам факт того, что Творец шаг за шагом, придавал миру очертания и смысл, дало возможность выделить принципы и законы, которыми это мир управляется.
Каждый из шести дней Творения, а также Шабат, соответствовал определённому духовному состоянию из семи уровней — сфирот, которыми Творец желал наделить этот мир. На самом деле этих сфирот — десять. Первые три — самые высокие, запредельные, далёкие, недоступны нашему пониманию, но нижние семь — проявляются в этом мире последовательно, соответствуя каждому из дней Творения. Каждый день — свой уровень, свой «цветофильтр», свой характер, благоприятствующий именно этому дню, воплощённый именно в этот день.
Но почему этот семидневный временной промежуток, этот еженедельный цикл, венчающиеся Шабатом, прокручивается без конца, проигрывается снова и снова, на протяжении всей человеческой истории? Почему вращение этого семигранного волчка сохраняется с такой скрупулёзностью до сегодняшнего дня?
Дело в том, что духовной энергии для существования миру хватает только на шесть дней. Мир изначально был рассчитан на то, чтобы «проработать» шесть дней и вернуться к реликтовому состоянию — небытию.[1]
К концу шестого дня недели всё сотворённое подходит к пределу своих возможностей. Ещё немного, и на исходе шестого дня всё готово исчезнуть. Но наступает Седьмой день и всё обращается вспять, начинается сначала. Шабат — это возобновление, восстановление энергии существования. И кто же в этом грандиозном круговороте играет главную роль? Конечно же, человек!
Человек, появившийся на шестой день, своим соблюдением Шабата, своим освящением дня, как бы возвращает временной цикл заново, на нулевую отметку, и всё закручивается опять. Мир творится заново, начиная с первого уровня, переходя на второй, потом — на третий, и так далее, до конца недели.
Шабат — этот переключатель времени, рубильник Творения, источник энергии, возобновляемой в этот день, — запускает механизм Бытия с новой силой. Ключиком же этого механизма, его свечой зажигания, является человек. И так это работает с тех пор и до сего дня.
В первые дни Творения, до наступления Шабата, мир был неустойчив и нестабилен, но приход Седьмого дня изменил положение. Мир устоялся и окреп. И это потому, что в Шабат миру добавили душу. То есть, в этот день всё на свете получает импульс и стремление к дальнейшему существованию.[2]
В сумерках перед Шабатом были сотворены души, лишённые физических тел. Физических тел, но тела другого рода у них были.[3] Эти существа называются шейдим или мазиким — губители.[4]
Шабат знаменовал собой также определённый этап, когда Творец, создав всё сущее, в определённом смысле передал управление процессу, который мы называем «естественным» ходом вещей.[5]
[1] Ор а-Хаим, Берешит, 2, 3
[2] Ор а-Хаим а-кадош, Берешит, 2, 3
[3] Эц Хаим на Берейшит Рабо, 7, 5
[4] Тур
[5] Рабейну Бхаей, Берешит, 2, 3
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Всевышний приказал Аврааму принести в жертву своего сына Ицхака. Мудрецы считают, что Творец хотел наказать праотца за излишнее милосердие.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Кто исполняет свои обязанности с расторопностью, убедительно доказывает, что он любит своего Создателя
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Какова сущность смеха в физическом мире? Что конкретно провоцирует эту универсальную реакцию человека?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».