Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваэтханан, Магид из Дубно, Еврейская притча
Притча.
Один человек собирал милостыню для бедняка. Когда он проходил по улице, то встретил человека, с которым был в ссоре, и обратился к нему: «Не уклоняйся от того, чтобы дать милостыню, чтобы досадить мне, ведь я собираю эти деньги не для себя. Поэтому тем, что ты дашь их, ты мне лично никакой пользы не принесешь, а если не дашь, мне никакого ущерба не нанесешь. Пострадает только тот бедняк, для кого я собираю».
Смысл этой притчи в том, что если человек молится только о себе, то может статься, что у него на Небесах есть ангелы обвинители, которые тут же воскликнут: «Как этот человек смеет просить о чем-то?!» Но у того, кто молится за других, нет обвинителей на Небесах. Наоборот, его поддерживают (ангелы), как сказал рабби Йоханан[1]. И об этом говорит Мидраш: «Пусть Тот, кто ответил твоей матери, ответит и тебе!» И так сказал царь Давид народу Израиля: «Тот, кто ответил праотцу Яакову, ответит и вам». Ведь основа молитвы Яакова была о будущих поколениях, и тебе тоже: «Ответит тебе Б-г в день бедствия, укрепит тебя имя Б-га Яакова».
Мудрецы, благословенна память о них, разъясняли стих: «Ответит тебе Б-г в день бедствия, укрепит тебя имя Б-га Яакова», при помощи других стихов Теилим: «Б-г мой! Днем взываю я, но Ты не отвечаешь, и ночью (продолжаю молиться — прим.) нет молчания мне»[2] и «Г-сподь, Б-г спасения моего! Днем кричал я, ночью — пред тобой»[3](продолжаю молиться о спасении — прим.).
Притча.
У одного большого богача был единственный сын, невежа и глупец. Отец понял, что когда он получит все его богатство, то потеряет его. Тогда он положил все золото и серебро в сундук, а на дно положил рекомендательные письма для сына. Задумка отца была следующая: сын будет сначала тратить деньги из сундука, а когда они закончатся, у него хотя бы будут рекомендательные письма, которые помогут ему получить помощь от людей.
Смысл этой притчи в том, что Всевышний приготовил нам многое — Храм, предметы Храма, законы коэнов, заповеди, связанные с землей Израиля. Но Он знал, что в какой-то момент Храм будет разрушен, и евреи будут изгнаны из своей страны, оставшись неимущими, лишенными всех этих благ. Останется нам только молитва, просьба к Б-гу сжалиться над нами из милосердия. И вложил Он в сердце царя Давида и других мудрецов умение составить для нас молитвы и просьбы, и они стали нашими «рекомендательными письмами», с помощью которых мы получаем все необходимое в изгнании. И это то, что сказано: «Б-г мой! Днем взываю я, но Ты не отвечаешь…» — то есть, когда я взываю, еще нет надобности мне отвечать, ведь еще светит день и нет нужды в спасении. Но «.ночью нет молчания мне» — когда придет ночь, и настанет тьма разрушения Храма и изгнания, тогда нет умолка моим молитвам (в тексте Теилим[4]используется слово думия — молчание: «.ночью нет молчания мне». Это же слово используется, когда упоминается смерть — «молчание» — прим.), как сказано: «Если говорят слова Торы от имени уже умершего, который произносил их, его уста шевелятся в могиле» (то есть, он как будто сам их произносит. Предание мудрецов — если человек произносит Теилим от всего сердца, то царь Давид как будто молится за него — прим.). Тогда не будет ему (царю Давиду) тишины, так как все время будут молиться словами молитв, которые он составил. И это же сказано: «Г-сподь, Б-г спасения моего! Днем кричал я.» — молил об избавлении еще до наступления беды, когда еще был день. А потом: «ночью — пред тобой».
[1] Сангедрин 44б
[2] Теилим 22:3
[3] Теилим 88:2
[4] Теилим 22:3
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»