Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вначале Всевышний посылал нам ежедневно святых пророков, но евреи не желали слушать слов Б-га из их уст, они были им в тягость. И когда евреи учили Тору, быстро уставали и переставали учиться

«И сделал так Аарон».

Сказано: «Это похвала Аарону за то, что выполнил все в точности, без никаких изменений». Чтобы разъяснить это, приведем сначала слова Мидраша: «Сказал я: “наберусь мудрости”, — но она далека от меня». Сказал царь Шломо: «Я углубленно изучал и исследовал всю Тору, и всему нашел объяснение, пока не дошел до законов о красной корове. Тогда я сказал: “”наберусь мудрости», — но она далека от меня». Знай, что многие мудрецы писали во многих книгах, что не следует пытаться постичь смысл заповедей Б-га, благословен Он. Следует просто следовать Его повелениям с твердой верой, как сказал царь Давид: «Путь веры избрал я, законы Твои предо мной» — то есть, даже те заповеди, которые я способен постичь (мишпатим), я предпочитаю выполнять, потому что верю в Творца (а не потому, что понимаю их логику), так же, как и те законы (хуким), логика которых скрыта от человеческого разума.

Притча.

Один богач пригласил на пир бедняка. Бедняк ел и пил, и в итоге заболел. Он стал удивляться: как это черствый хлеб, которым он питается обычно, ему не вредит, а жирное мясо и прочие яства оказались вредными. Но, на самом деле, он не прав. Именно жирная дорогая пища приносит больше вреда, чем скромная простая еда. Поэтому у вельмож и богачей есть постоянные врачи.

Смысл этой притчи в том, что не удивительно, что простой человек не изменяет форму заповеди и исполняет ее точно. Ведь он не пытается постичь ее суть. Но Аарон был мудрецом и очень знающим человеком. И все же он не стал слишком копаться в причинах повеления Творца, а просто выполнил его.

К вышесказанному замечательно подходят слова мудрецов[1]: В будущем забудется Тора в народе Израиля, как сказано: «И сделает Б-г удивительными (ифла) удары Твои»[2] (то есть приведет на тебя невиданные до этого наказания — прим.). (далее рассматривается контекст слова ифла). Почему используется это слово — ифла ? По-видимому, имеется в виду Тора. Это видно из стиха в книге Йешаяу: «Вот увеличу Я удивление этого народа до невозможности (афле ва-феле[3] (И смотри слова Раши там, что мудрость Торы, скрытая от еврейских мудрецов, тяжелее, чем проклятия в книге Дварим[4] . Там сказано один раз ифла, а здесь дважды: афле ва-феле — прим.). И сказано: «Вот грядут дни… и пошлю Я на землю голод. Не голод до пищи, и не жажду воды, а (голод и жажду) слушать слова Б-га»[5] — то есть, пророк говорит, что слов Б-га не будет хватать на земле. Тора забудется, и знание слова ифла скроется.

Задается вопрос: в чем здесь проклятье, если люди будут ходить и искать слово Б-га? Ведь даже если не найдут его, все же это прекрасно, что у людей тяга к Его словам! К тому же тот, кто идет (выполнять заповедь), даже если не сможет выполнить, получает награду за то, что пошел. Да и почему бы им не найти слов Б-га? Но если ты обратишь внимание, то увидишь, что часть людей, которые отошли от Торы, были те, кто очень загорелись постичь ее тайны, как написано в респонсах Рашба, да будет благословенна память о нем.

Притча.

Один богач любил кормить сыновей, но те ели мало. Отец очень из-за этого переживал. Однажды они вместе отправился в дальний путь. Они заблудились в пустыне, и из еды были только травы, опасные, как острые мечи. Отец радовался одному: что сыновья едят мало, и эти травы не причинят им большого вреда. Но вскоре один из сыновей подошел к нему и сказал: «Отец! Я очень сильно голоден и готов есть много!» Отец заплакал: «Сын мой! Сердце мое болит, ведь ты голодаешь там, где есть вредная пища! Я утешал себя тем, что вы едите мало, а теперь напал на вас голод, и вы готовы есть много этой проклятой травы!»

Смысл этой притчи в том, что вначале Всевышний посылал нам ежедневно святых пророков, но евреи не желали слушать слов Б-га из их уст, они были им в тягость. И когда евреи учили Тору, быстро уставали и переставали учиться, как сказано: «…раз утомился ты Мной, Израиль»[6]. Всевышний очень переживал из-за этого. Потом, из-за грехов, еврейский народ отправился в изгнание, и больше не было среди нас пророков. Но возникли всякие лжепророки, которые выдумывали то, чего Б-г не говорил. И, согласно вышеприведенному пророчеству, евреи потянутся к этим лжепророкам, как тянется к хлебу и похлебке изголодавшийся странник. И об этом и сказано: «Не голод до пищи, и не жажду воды, а (голод и жажду) слушать слов Б-га». И разъясняется: «И будут бродить в поисках слова Б-га, но не найдут», потому что искать его будут у обманщиков.


[1] Бемидбар 8:3

[2] Сифри 8

[3] Мидраш Бемидбар Раба, начало недельной главы Хукат

[4] Коэлет 7:23

[5] Теилим 119:30

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»