Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Свет и тьма, составлявшие поначалу одно целое, разделились и стали видимыми противоположностями. Это их состояние стабилизировано тремя законами.

Следующим шагом было появление света. Его природа отличалась от света, известного нам, и проявлялась в основном в духовном плане. В дальнейшем этот свет был сокрыт.[1]

Свет предназначался для «согревания» материи в физическом, а главное — в духовном аспекте. С появлением света начался процесс выхода материи из глубокой спячки, свет как бы привнёс душу в холодную плоть мира, заставив её ожить. Возможно, что свет был создан сразу в первый миг творения, но вскоре померк, чтобы когда-нибудь, в нужный момент, появиться снова.[2]

Перед тем, как быть отделённым от тьмы, и до того, как появились известные нам светила, реликтовый свет стороннему наблюдателю напоминал бы тусклое свечение пасмурного дня.[3]

В первый же день были заложены и объекты, которые впоследствии, на четвёртый день, станут светилами на земном небосклоне. Свет от этих объектов ещё нельзя было наблюдать в видимом спектре, так как для этого свету предстояло изменить свою природу и стать полноправной частью материального мира. А пока, в первый день Творения, даже сама ткань формирующейся вселенной ещё не пришла в соответствующий порядок. Этот процесс завершится только на четвёртый день.[4]

Другими словами, свет в первый день имел духовную природу, и только потом материализовался, заставив светиться солнце, луну и звёзды.[5]

Что же касается понятия «хошех», — «тьмы» — то и здесь не всё однозначно. Слово «хошех» — «тьма» — скроено из двух похожих по значению корней: «хаш» и «шах». Первый означает тишину, приглушённость, а второй — «успокоение».[6]

Свет и тьма, составлявшие поначалу одно целое, разделились и стали видимыми противоположностями.

Это их состояние стабилизировано тремя законами. Во-первых, они не стремятся к взаимопроникновению. Во-вторых — тьма служит ночи, а свет — дню. И третье — они отталкивают друг друга. Свет отступает перед тьмой, а тьма — пасует перед светом. Тьма — это не отсутствие света, тьма — самостоятельный физический объект, особый вид материи. Тьма имеет своё назначение, которое до поры частично скрыто.[7]

Ещё до того, как были задействованы светила, первозданный свет уже определял границу дня и ночи, усиливаясь днём и теряя интенсивность ночью. Так продолжалось первые три дня. Потом вступили в действие солнце и луна, но влияние первозданного света всё ещё ощущалось до исхода первой Субботы, когда этот свет был окончательно скрыт до будущих времён.[8]

Творец на этом этапе установил границы действию сил. Это включало в себя функциональное деление, как пространства, так и времени.

Создатель измерял временные отрезки своею собственной абсолютной мерой. Другими словами, время в восприятии человека отличается от абсолютной шкалы времени, которой оперирует Творец.

Всё описанное выше вместилось в понятие одного дня, в соответствии с упомянутой абсолютной шкалой.[9]

Но что такое день, в чём сущность этого понятия? «День», по определению, неразрывно связан со светом, а «ночь» — с тьмой.[10]

И это следует понимать в смысле, что день — прерогатива света, а ночь, соответственно — владение тьмы.[11]

Сам факт, что этим явлениям определены названия — является формирующим, ограничивающим их фактором. Это была словно печать, фиксирующая тот факт, что назначение дня — быть временем, приспособленным для активной деятельности человека, а ночь — время отдыха и приостановки жизненной активности.[12]

На самом же деле, всё это также не является полным определением, поскольку даже ночь — не сплошная тьма, а скорее сочетание тьмы со светом.[13]

Кроме того, день и ночь, по сути, существуют параллельно — поскольку, когда с одной стороны земного шара сияет день, на его другой стороне царит ночная тьма. А чтобы ограничить и выделить каждое из этих понятий в процессе Творения, день и ночь насчитывали каждый двенадцать часов.[14]

Полный оборот небесных сфер вокруг земли составляет чуть более двадцати четырёх часов, когда в каждое из мгновений в одном месте наступает утро, а в другом, ему противоположном, соответственно, вечер. Так это продолжилось и после того, как на четвёртый день к своим обязанностям приступили материальные светила.[15]

Таким образом, ночь и день, свет и тьма — не просто физические понятия, они скорее — мерила, свойства, которыми оценивают другие явления в мире.[16]


[1] Даат Софрим.

[2] Рамбан,1,5

[3] Драшот рабейну Йона

[4] Радак, Берешит,1,14

[5] Рамбан,1,14

[6] А-ктав вэ а-каббала.

[7] Адерет Элияу, издание Синай, стр.17

[8] Баалей Тосафот аль а-Тора, РибА, раби Йеуда бен Элиэзер, стр. 10-11.

[9] Даат Софрим. Рамбан же считает, что дни, упоминаемые при Творении, были именно дни, то есть известные нам временные отрезки, соответствующие дням, сотканные из часов и минут.

[10] РаШбаМ, Раби Шмуэль бен Меир.

[11] Раби Ицхак Каро.

[12] Йонатан бен Узиэль.

[13] РаМбаМ, Морэ Нэвухим, 2, 30.

[14] Мальбим.

[15] РаМбаН, Берешит,1, 5

[16] Абарбанель.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»