Из цикла «До Потопа и после», темы: Археология, Большой Взрыв, Сотворение мира, Тора и наука, Еврейское мировоззрение, Еврейская история, Рав Александр Красильщиков
Творение произошло в один миг, и в этот первый миг отсчёта времени, появился мир со всеми его составляющими, появился сразу, то есть, говоря одной фразой, сотворено было «бытие из небытия», «всё — из ничего».[1] И ещё, что очень важно, до этого мига самого времени и его производных, как физической реальности, не существовало.
Согласно одному из мнений, Творение осуществилось как бы из «середины» мира, из одной точки, и уж потом стало растягиваться и расширяться по всем направлениям.
Это расширение будет происходить до определённой, заданной Творцом границы, достигнув которой мир расширяться перестанет.[2]
Как правило, выделяя какую-либо временную точку, мы подразумеваем, что она связана и с тем, что будет после, и с тем, что было до. Однако здесь это было абсолютное временное нечто, сотворённое из абсолютного физического «ничто».
Но что вообще означает слово «творение», почему мы придаём этому такое важное значение?
Этимологически понятие «брия» или «творение» означает сознательное, обдуманное действие, предпочтение одного из возможных вариантов, когда задаются конкретные параметры, форма и определяется цель создания объекта. Так гончар создаёт нужный сосуд после вдумчивого выбора одной возможности среди прочих.
В отличие от человеческого производства, когда вещи получаются, благодаря физическому воздействию на некий предмет или материал, Создатель творит мыслью и словом, которые тут же воплощаются в реальные и осязаемые объекты. Он создавал не только вещи, но и материал, из которого они сделаны.
Но есть ещё одно, более глубокое значение слова «брия». Оно подразумевает создание объектов, которые по природе своей способны скрывать своего Создателя, выглядеть самостоятельной, «независимой» сущностью.
Другими словами, мир сотворён так, чтобы скрыть истинное своё происхождение, предоставляя человеку возможность и свободу выбирать свои поступки.[3]
Но это не всё. В действиях Творца прослеживаются сразу три составляющие: творение — брия, формирование — ецира и асия — воплощение.
Выбор среди других возможностей позволяет назвать Его действия творением. Немедленный переход Его желаний в осязаемый конкретный объект соответствует понятию «йецира» — «создание», «формирование».
Ну, а направленность, готовность сотворённых объектов к действию и взаимодействию характеризуется термином «асия» — «воплощение».
Причём все эти характеристики, опять-таки, в отличие от человеческой деятельности, у Творца Вселенной могут проявиться сразу, не нуждаясь в подготовительной работе.
Формирование объектов, их размещение и распределение «ролей», продолжалось в течение всех шести дней. Главная особенность этого процесса заключалась в подчинении всех созданий определённому Плану и установленному Свыше Закону.[4]
В начальные мгновения своего существования вселенная была крайне нестабильна, и это её хаотичное состояние характеризуется словом תוהו, «тоу» — «пустошь, хаос». Основной признак этого состояния — отсутствие устойчивых объектов.[5] Точнее сказать, никаких объектов не было, но лишь — бесформенная неупорядоченная материя, вселенская пустыня, содержавшая в себе потенциал всех последующих преобразований.[6]
Согласно дополнительному объяснению, «тоу» — это состояние материи, пребывающей в состоянии «эвели», то есть в совершенно неорганизованном и несвязанном виде. Это состояние первоначальной вселенной возникло из абсолютного небытия и представляло собой некую тончайшую субстанцию, которую нельзя ни ощутить и ни измерить. Это была своего рода энергия в потенциале, обладающая способностью к преобразованию и обретению формы, перехода из состояния «свёрнутой» силы в действие. И такое её состояние также характеризуется словом «тоу».
Это слово можно перевести ещё и как «не поддающийся определению», то есть «появившийся из ничего», не имеющий материальной природы. И это — в отличие от «воу», то есть, «основанном на том, что уже существует», вторичной субстанции.
Всё вещество во вселенной соткано из этой такой праматерии под названием «тоу», будь то на земле или в любом другом уголке вселенной. Именно эта неуловимая для измерения субстанция была тем «кирпичиком», из которого строится любое материальное тело во вселенной. Что бы мы ни взяли, что бы ни стали изучать, первоосновой окажется эта праматерия под названием «тоу».[7]
Тогда же наметились два направления сотворения мира. Их основу составляют понятия «неба» и «земли» — «шомаим» и «арец», которые, помимо их привычного значения, изначально символизировали зачатки двух миров — духовного мира и мира материального.[8]
Другими словами, дух и материя, как мы привыкли это называть, имеют общее происхождение, пусть и существуют параллельно.
В этом смысле то, что мы называем «небом» включает в себя такие понятия, как малахим, хайот а-меркава и множество других видов ангелов и духовных существ. Все они вполне реальны, но их сущность не позволяет обнаружить себя известными физическими средствами.
С другой стороны, вся материальная составляющая вселенной, химические элементы и физические объекты, включая ближний и далёкий космос, наполняющие их звёзды, планеты, туманности и так далее — относятся к расширенному понятию «земля» — то есть к физическому, материальному миру.[9]
Это был первый шаг.
Следующим этапом стало возникновение материи, как таковой, пусть и без определённого порядка, поскольку законам, управляющим этой субстанцией, ещё только предстояло утвердиться. Этот этап определяется термином בוהו — «воу». Появились гигантские скопления вещества с неисчерпаемым потенциалом развития, до поры до времени нераскрытым.[10]
Таким образом, в первый день были созданы первичные частицы материи, из которых в последующие дни формировались все объекты во вселенной через четыре основные состояния вещества: эш (плазма), руах (газ), маим (жидкость), арец (вещество в твёрдом состоянии).[11]
Если обобщить процесс Творения мира, то он представлял собой поэтапный переход от тончайшего, надматериального прообраза, как бы духовной матрицы материи, к всё более и более «приземлённому», состоянию, где вещество материализовалось, постепенно обретая всё более упорядоченную структуру.
Таких этапов, плавно «перетекавших» из неуловимо «тонкого» духовного «образа» к «грубому» и вещественному воплощению, было четыре. Вот они: Ацилут, Брия, Ецира, Асия.[12]
«Ацилут» — первый шаг. Он означает «духовное наполнение и распространение». Это самая ранняя стадия Творения, в которой нет ещё никакого действия, но в которой уже заключён как бы духовный прообраз мира, его потенциал и структура.
Второй этап — «брия», на ступеньку ниже первого. Именно на этом этапе появляется осязаемая материя, то есть именно здесь произошло то, что Тора называет «еш ми эйн», — «нечто из ничего».
Материи в систематизированном виде, в сущности, ещё нет, но появляются зачатки, то есть «кирпичики», из которых она начнёт формироваться. Этот процесс возникновения «из ничего» и есть собственно акт Творения.
Дальнейшее представляло собой лишь преобразование первичных физических элементов во всё более сложные формы.
Третий этап — «ецира» — ещё более «приземлённый». Его особенность — образование систематизированных материальных объектов с уникальной структурой. То есть, процесс, условно называемый, «еш ми еш», — создание материальных систем из уже существующего сырья, «нечто из нечто».
И, наконец, четвёртый, последний этап, называемый «асия», то есть стадия «действия», когда сотворённые объекты приходят в движение и взаимодействие. Это и есть тот мир, которому предназначено завершить процесс Творения, и где сами сотворённые объекты играют каждый свою, особую роль.[13]
Начиная с этого этапа Творения, как бы запускается внутренний механизм вселенной. Механизм, основанный на взаимном влиянии объектов друг на друга. Каждый объект во вселенной, воздействуя на других, в свою очередь сам подвергается влиянию. Так заработали физические законы, завертелись «колёсики» этого мира.[14]
[1] Мальбим
[2] Эц Йосеф на Берейшит Рабо, 10, 3
[3] Цоар ле-Берешит, рав Цви Инфельд., том 1, стр.25
[4] А-нацив, раби Нафтоли Цви Йеуда из Воложина
[5] Виленский Гаон
[6] А-нацив
[7] Рамбан, 1, 1
[8] Рамбан, 1,1.
[9] Эмет ле-Яков, раби Яков Каменецкий, Берешит, 1,1.
[10] А-нацив
[11] РаШбО, Хагига,12, 1
[12] РаМбаН. РаШбО, Хагига,12, 1
[13] РаШИ, Берешит,1,7.
[14] Там же.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.