Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваигаш, Магид из Дубно, Еврейская притча
«А теперь не печальтесь, и да не будет вам горько от того, что вы продали меня сюда. Ведь для поддержания жизни послал меня Б-г перед вами… И послал меня Б-г перед вами. чтобы было спасение вам в стране это, не вы послали меня сюда, а Б-г»[1].
Следует рассмотреть эти стихи, так как, на первый взгляд, они содержат повторы.
Притча.
У одного вельможи был очень дорогой сапфир. Случилось, что на нем оказалось что-то вроде царапины. Он стал советоваться с опытными ювелирами: можно ли убрать царапину с камня. Ювелиры отвечали, что даже после устранения царапины, след ее останется на камне, и только один из них, настоящий мастер, посоветовал: «Этот камень считается очень дорогим. Я могу еще увеличить его цену, украсив камень узорами и цветами, и выгравировав на нем Ваше почитаемое имя. Я начну работу с той царапины, и покрою узором весь камень. Таким образом, нанесенный ему ущерб только увеличит его цену». Идея притчи в том, что видимый недостаток становится достоинством. Подобную идею мы находим в истории с царем Давидом, да покоится с миром, и Бат Шевой. Сказали наши мудрецы[2]: «Эта история случилась с царем Давидом, только чтобы научить, что каждый человек может раскаяться и исправить свои проступки». То есть, Всевышний устроил это для того, чтобы царь Давид научил других раскаиваться и исправлять свои индивидуальные проступки. После того, как он раскаялся, его значимость возросла, ведь он открыл для других дверь исправления.
Нет границ добру, которое он сделал этим для всего мира. И это и просил царь Давид: «Сделай мне знамение к добру…»1' — ему не было достаточно, что Всевышний его простил, он хотел, чтобы стало известно, что все это происшествие было уроком для других.
Так же случилось и здесь, в истории с продажей Йосефа. Всевышний пожелал, чтобы это случилось, для того, чтобы привести Яакова и всю его семью в Египет. Об этом и говорил Йосеф братьям: «А теперь не печальтесь, и да не будет вам горько от того, что вы продали меня сюда. Ведь для поддержания жизни послал меня Б-г перед вами.» — чтобы они не подумали, что все это было лишь проступком и исправлением, то есть, что сначала они сделали зло, а потом уже Всевышний повернул это к добру. Поэтому Йосеф добавил: «Не вы послали меня сюда, а Б-г», продажа состоялась с самого начала по Его замыслу, хотя на первый взгляд она выглядела как проступок братьев. (То есть, теперь каждый, кто обдумает все, что произошло, поймет, что все с самого начала, от продажи Йосефа братьями, и до их встречи, когда Йосеф стал царем, было исполнением замысла Б-га).
(Автор хочет подчеркнуть одну и ту же идею. Так царапина выглядела, как недостаток камня, но после окончания работы мастера, стала частью красивого узора, что во много увеличило стоимость камня. Так поступок Давида, выглядел изначально некрасиво, но после тшувы царя Давида стал примером для каждого, что можно исправиться и это принесло бесконечно много добра в мир. И точно так же, то, что случилось с сыновьями Яакова, стало причиной будущего спасения и становления еврейского народа. И это было изначальным замыслом Б-га. — прим. составителя)
[1] Берешит 45:5-8
[2] Авода Зара 2
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо