Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Иосиф, Микец, Фараон, Сновидения, Магид из Дубно, Еврейская притча
«А теперь да усмотрит фараон человека смышленого и мудрого.»[1].
Многие комментаторы задавались вопросом, почему Йосеф решил давать советы фараону, когда тот его об этом не просил? И еще непонятно, почему потом сказано: «И понравилось это фараону и всем его советникам»[2]? Какая польза была Йосефу от того, что и советникам понравился его совет? Ведь главным было то, что его совет понравился фараону! Какое ему было дело до советников? Здесь можно сказать, что хотя Йосеф, да покоится с миром, был твердо уверен, что Всевышний вызволит его из тюрьмы и из всех других бед, но внешне это выглядело так, как будто все происходило естественным путем. И это станет понятно с помощью притчи.
Притча.
Один принц был тяжело болен, и царь, его отец, созвал лучших врачей королевства. Врачи советовались друг с другом и пытались найти лекарство, но безуспешно. Обычно посторонним было нельзя входить в покои принца, но теперь, когда не было надежды, что врачи смогут его излечить, царь открыл его покои для всех желающих. Он надеялся, что, возможно, к принцу попадет какой-нибудь простой человек, который сможет что-то посоветовать – какой-либо настой или камею (камея делалась из разных видов трав или камней, её клали или вешали на больного для выздоровления, также был вид камеи, которую составляли из различных текстов - прим.). В столице жил один мудрый, но малоизвестный и поэтому бедный врач. Он не считался опытным врачом, и не особо преуспевал. Он слышал о болезни принца и знал, как ее вылечить, но не пошел во дворец, так как предполагал, что туда впускают только известных врачей, а его не впустят. Когда же он услышал, что царь открыл дворец для всех, оправился туда. Он подошел к принцу, осмотрел его, и понял, что знает, как его вылечить: это можно сделать при помощи трав, которые растут у водоемов. Это человек понимал, что если скажет о том, как вылечить принца его врачам, они только поднимут его на смех, и отнесутся с пренебрежением: как посмел он советовать великим врачам, которые перепробовали все самые дорогие лекарства, которые привозят издалека! И все же они не смогли вылечить принца, а он лезет со своими глупостями! Поэтому он поступил так, чтобы им пришлось одобрить его совет. Он встал и громко сказал: «Я призвал на помощь свои скудные знания, и нашел лекарство от болезни принца. Эти травы растут во многих местах, но нужно найти человека, который знает, как правильно их измельчить, отмерить и приготовить. Человек, который сможет правильно приготовить из них лекарство, будет достоин царских почестей!» Когда придворные врачи услышали его слова, обрадовались и тут же подтвердили, что этот врач говорит верно, ведь каждый ожидал, что именно ему царь поручит приготовить лекарство.
Смысл этой притчи в том, что когда Йосеф предстал перед фараоном, то увидел всех его служителей и мудрецов. Он понял, что если просто истолкует сон, они будут насмехаться над ним и презирать: ведь там присутствовало множество людей, считавших себя очень умными, которые изучали науку толкования снов. А он пытается дать простое толкование, не соответствующее их учению. Поэтому Йосеф поступил мудро: он не только истолковал сон фараона, но и предложил назначить мудрого и смышленого человека, который был бы ответственным за наполнение закромов. Этим он предотвратил возражения мудрецов фараона, ведь каждый из них тут же предположил, что именно его фараон назначит на эту важную должность. Это и есть то, что сказано: «И понравилось это фараону и его советникам».
[1] Берешит 41:33
[2] Берешит 41:37
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»