Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Йеуда, Ваешев, Тамар, Магид из Дубно, Еврейская притча, Перец бен Йеуда
«И сказал (Йеуда): «Что дать тебе в залог?» И ответила (Тамар): «Твою печать, твою верхнюю одежду (к которой были прикреплены нити цицит - прим.) и жезл, который в руке твоей...»[1].
Следует заметить здесь, что из вопроса Йеуды следует, что он не нашел у себя ничего, что могло бы послужить залогом. А Тамар указала на его печать и одежду. Разве он не мог дать ей их сам, без ее просьбы? Разве он не знал, что они у него есть? Следует задать еще один вопрос: сказано потом: «И послал Йеуда козленка... и (посланник) не нашел ее, и вернулся к Йеуде и сказал: «Я не нашел ее». и сказал Йеуда: «Пусть берет себе, чтобы не были мы посмешищем. Ведь я послал этого козленка, но ты ее не нашел»[2]. Последнее предложение кажется ненужным повтором. Но это можно разъяснить словами мудрецов в Мидраше[3]: «Печать и верхняя одежда - это та- лит, в который Йеуда укутывался и тфилин, которые одевал на голову». Теперь можно понять эти стихи Торы.
Притча.
Когда человек дает в залог какую-либо вещь, как гарантию выплаты долга, он обычно дает вещь, которая стоит больше, чем сумма долга. Таким образом, заимодавец обеспечивает себе его возврат. Но может быть так, что заимодавец согласится взять в залог вещь, которая не стоит и половины суммы долга, но должник в ней очень нуждается, и не может без нее обойтись, как, например, ключи от лавки или печать. Заимодавцу эти вещи не нужны, но он берет их как залог, поскольку уверен, что должник захочет получить их назад. Разница между этими видами залогов в том, что если должник оставил в залог дорогую вещь, стоимостью больше суммы долга, и не выплатил долг, заимодавец от этого не проиграет, а наоборот, получит больше, чем дал. Но в случае залога второго вида, и должник и заимодавец потеряют, поскольку заимодавцу нечего делать с отданной в залог вещью, а должник лишится необходимого для него предмета.
Смысл этой притчи в том, что когда Тамар попросила залог, Йеуда подумал, что она хочет залог, который как минимум равен стоимости козленка, а такого предмета у него с собой не было. Поэтому он и спросил: «Что дать тебе в залог?» - у меня нет ничего равного стоимости козленка. Тогда Тамар попросила его печать и верхнюю одежду, а это, согласно Мидрашу, были его талит и тфилин. Она знала, что Йеуда очень дорожит этими предметами, и не захочет оставлять у нее надолго. Поэтому, когда Йеуда послал козленка, но посланник не нашел Тамар, он сказал: «Пусть берет себе, чтобы не были мы посмешищем» - хотя для меня потеря этих предметов великая, все же я опасаюсь позора и насмешек, а потому пусть они останутся у нее (ведь я в ее глазах обманщик, так как не прислал плату. Хорошо, что хотя бы те вещи остались у нее, а она знает как они мне дороги. Это будет свидетельствовать в мою пользу, что непредвиденные остоятельства помешали мне выплатить долг - прим.). Кроме того, он переживал, что и Тамар осталась в убытке, не получив свою плату. Ведь ей от этих предметов не было никакой пользы. Поэтому и сказал: «Ведь я послал этого козленка, но ты ее не нашел».
[1] Берешит 38:18
[2] Берешит 38:20-23
[3] Мидраш Берешит Раба 85:9
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Редакция Толдот
Ицхак Уманский
После синагоги я сидел дома перед куском свинины в тарелке, и не мог ее есть. В этот вечер я проиграл. Страх перед родителями заставил меня съесть бифштекс. До сих пор у меня во рту стоит его мучительный вкус...
Редакция Толдот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...