Из цикла «Границы научного познания», темы: Прогресс и Тора, Тора и наука, Рав Ашер Кушнир, Истинность Торы, Поиск истины
Ещё один центральный вопрос в исследуемой теме — раскрывает ли наука истинные знания о природе мира?
На первый взгляд, именно этим наука и занимается. Тем не менее, если попытаться понять, что есть та «истина», которую наука вроде бы должна раскрыть, то ответ окажется не столь однозначным.
В попытке понять, что есть истинное знание, человечество прошло длинный путь. Реальный шаг вперёд произошёл только в тот момент, когда Платону удалось разделить два понятия: мнение и истина. Мнение есть знание субъективное, а истинное знание должно быть объективным и никак не зависеть от субъекта.
Следующим этапом стало разделение объективной истины на истину абсолютную и относительную.
Абсолютная истина — это полное и достоверное знание о природе и человеке. Такое знание не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное или недостоверное знание, соответствующее уровню понимания мира на определённый момент. Такое знание зависит от условий, места и времени его получения и может быть верным только в ограниченных рамках.
На раскрытие какой истины претендует наука?
В начале этого обзора были приведены свидетельства того, что науке предстоит раскрыть ещё немало секретов природы, то есть мир не познан во всей его полноте.
К примеру, наука на данный момент располагает знанием примерно о 5% «ощутимой», видимой материи, а остальные 95% реальности Вселенной[1] — гипотетические тёмная энергия и тёмная материя, — являются загадкой. Получается, что науке приходится делать общие умозаключения на основе очень ограниченных знаний о Вселенной. И не исключено, что когда учёные разгадают загадку «тёмных» свойств природы, выводы об остальной части Вселенной могут тоже кардинальным образом измениться.
Получается, что наука делает выводы на основе данных о частичной картине мира. Этого вполне достаточно для практических целей, но не тогда, когда исследование претендует на то, чтобы быть абсолютной истиной.
Значит, когда речь идёт о способности науки познать истину, имеется в виду истина относительная, которая может измениться в ходе научного изучения мира.
Уже этого достаточно, чтобы прийти к выводу, что наука не обладает абсолютным, то есть полным и достоверным знанием о природе. Более того, в силу разобранных выше принципиальных ограничений можно усомниться, что такое знание когда-либо будет получено, несмотря на большой прогресс в развитии науки. Она постоянно приближается к искомому абсолютному, истинному знанию о реальности, но полностью так никогда его и не достигнет.
Это основной вывод из этой дискуссии. Тем не менее, чтобы развеять возможные оставшиеся сомнения, стоит дополнительно его прояснить. Для этого следует в первую очередь проследить за тем, как развивались критерии истинности в науке.
[1] Согласно опубликованным в 2013 году данным наблюдений космической обсерватории «Планк», общая масса-энергия наблюдаемой Вселенной на 95,1% состоит из тёмной энергии (68,3%) и тёмной материи (26,8%). Planck 2013 Results. Astronomy and Astrophysics. 2014. Vol.571.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»