Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Толдот, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И даст тебе Б-г от росы небес и от богатств земли, и обилие урожая и вина»[1].
В Мидраше написано[2]: Даст тебе благословения, и даст тебе управление ими. Сказал рабби Аха: «Даст тебе благословения и будет твоим Б-гом». «От росы небес» — это Цион (место Храма — прим.), «от богатств земли» — это жертвоприношения, урожай — это бикурим (первые плоды, которые следовало приносить в Храм — прим.), а вино — то вино, которое лили на жертвенник». (Здесь Мидраш подчеркивает, что в отличие от благословений, которые получил Эйсав, и которые содержали только материальные блага, благословения Яакова содержат также духовность — прим.)
Притча. У одного богача было много владений — поля, виноградники и т.д., и в них было много работы. Когда он состарился, то решил, что лучше всего будет выбрать одного из сыновей и передать ему все дела, чтобы этот сын вел их вместо него. Он созвал сыновей и спросил: «Кто из вас хочет заправлять всеми моими делами дома и в полях, и быть главой семьи и кормильцем?» Сыновья стали отказываться. Каждый говорил: «Как я смогу всех кормить и за всем следить? Лучше я буду подопечным, а не опекуном». Среди сыновей был один умный. Он сказал отцу: «Отец, я беру на себя опеку над моими братьями и над всеми в доме. Но и вы выполните то, что сказали, и отдайте управление всеми делами в мои руки». Когда сыновья вышли от отца, кто-то спросил этого сына: «Зачем ты взял на себя эту тяжелую ношу? Ведь тебе придется очень нелегко!» Тот ответил: «Сейчас я объясню тебе, какая мне огромая польза от этой ноши. Во-первых, отец отдаст в мои руки все принадлежащие ему дома, все мастерские, в которых изготовляют изделия из золота, серебра, меди, железа, латуни и олова. Во-вторых, мне будут принадлежать и ткацкие мастерские, а также поля, виноградники и прочие угодья. Управляя всем этим, я приобрету бесценные знания!»
Смысл этой притчи в том, что источник всех благословений, благ и жизни в мире, — это святая Тора, как сказано: «Ведь учение (леках) доброе дал Я вам. Тору Мою не оставляйте»[3]. В Мидраше[4] написано: «Человек покупает золото — в нем нет серебра, покупает серебро…» и т.д. Но в святой Торе есть все — золото и серебро, поля и виноградники, и прочее. Тора является корнем всех благословений и источником, из которого вытекают все блага. Поэтому в вышеприведенном стихе из Мишлей, Тора названа леках — от слова лаках — «приобрел». Она является посредником, через которого берут блага. Благодаря ей человек их получает. Чтобы укрепить этот источник благословения, Всевышний привел нас в самое благодатное место для выполнения заповедей — в Цион (Цион — место Храма, в котором также заседал Сангедрин — верховный совет мудрецов Торы, от которых исходила вся ее мудрость — прим.) и Иерусалим, как сказано: «Ведь из Циона выйдет Тора, и слово Б-жье из Иерусалима». Там Всевышний построил нам Храм, где находилась Его Шхина, и мудрецы сказали, что Храм на земле соответствует Храму на Небесах. Все, что в нем было — стол с 12 хлебами — лехем а-паним, менора, жертвы и воскурения — являлось проводниками блага и благословений с Небес. Для служения в Храме были избраны святые и чистые сердцем коэны. (Коэны — потомки Аарона, старшего брата нашего учителя Моше, имеющие право и обязанность выполнять службы в Иерусалимском Храме. Коэны были частью колена Леви — прим.) Этим Всевышний завершил святую работу, и благодаря службе в Храме мы получали от Него благословение, а через нас оно распространялось и на других, как сказано: «И придут к тебе все эти благословения и настигнут тебя»[5][6]. То есть, все эти благословения ты получишь ради общего блага (всего человечества — прим.), и это имеется в виду в стихе: «И будете избранными Мне из всех народов… царство коэнов.»105 (то есть, важными в Моих глазах — прим.). Как коэны в Храме были избраны для того, чтобы передавать нам благословения, и о них сказал царь Давид: «Счастлив тот, кого Ты избрал и приблизил.»[7], так и мы, весь еврейский народ, называемся приближенным к Всевышнему народом. И это одна из причин, по которым Всевышний сделал так, что именно Яаков получил благословение: «От росы небес.». Всевышний хотел, чтобы Яаков был управляющим всем, созданным в мире и ответственным за благо и благословения не только для себя и своих потомков, но и для всего мира. Для этого ему необходимо было набраться мудрости и Торы, а также знания Творца и службы в Храме. Мудрецы сказали, что намек на все это содержится в том, что сказано: «И даст тебе Б-г…», а не просто «Даст тебе Б-г». То есть, даст благословения и даст управление ими — даст в твои руки источник всех благ[8]. Даст тебе благословение, и даст тебе знание о Нем, ведь это необходимо для святого служения. И еще в том, что стих начинается с союза «и», есть намек на то, что основная цель благословения — это преимущества, которые оно дает и средства, через которые оно передается. Поэтому сказали мудрецы: «От росы небес» — это Цион, «от богатств земли» — это жертвоприношения, урожай — это бикурим, а вино — то вино, которое лили на жертвенник.
[1] Берешит 27:28
[2] Мидраш Берешит Раба 66:3
[3] Мишлей 4:2
[4] Мидраш Шмот Раба, недельная глава Трума
[5] Дварим
[6] Шмот
[7] Теилим 65:4
[8] И смотри комментарий Раши, трактат «Брахот» 10, начиная от слов: «кавши дерахмана» — «сокровенные тайны Б-га»
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.