Из цикла «Границы научного познания», темы: Прогресс и Тора, Тора и наука, Рав Ашер Кушнир, Истинность Торы
Основная тема этого обзора связана с вопросом о всесилии науки, то есть неограниченности научного познания. Эта проблема издавна находится в центре внимания философов[1] и учёных. Способна ли наука познать природу во всей полноте и дать ответ на любой вопрос?
Этот вопрос формулируют и в более общей форме: «А познаваем ли мир вообще?» Или по-другому: «Есть ли границы у человеческого познания, существует ли нечто, что принципиально непостижимо»?
В философии существуют разные мнения по этому поводу. В частности, представители гносеологического оптимизма утверждают, что у познания нет границ, то есть мир и всё в нём принципиально постижимы и доступны для исследования. И если не всё ещё известно, то это непременно будет постигнуто в дальнейшем; это лишь дело времени и средств. Такой позиции придерживаются в основном материалисты, среди которых были Людвиг Фейербах, Карл Маркс и др.
С другой стороны, воззрение, получившее название агностицизм, и его разновидность, релятивизм, принципиально отрицают возможность познания мира. Поэтому сущность явлений и объектов природы никогда до конца не будет познана. Приверженцами этого подхода были Иммануил Кант, Давид Юм и др.
Проблема познаваемости мира остро стоит не только в философии, но и в науке. Есть учёные, которые придерживаются мнения о неограниченности научного познания, а есть те, кто в этом сомневаются.
Однако в этом принципиальном споре голоса сторонников всесилия науки звучат гораздо громче. К тому же в диспутах они отказывают оппонентам в возможности строить теистические выводы на основе неполноты научных знаний: они утверждают, что эти пробелы, безусловно, будут восполнены.
Поэтому и необходимо вынести на суд читателя факты.
Тема познаваемости мира при более близком рассмотрении распадается на три составляющие, а именно: 1) учёный, который желает познать природу; 2) природа, которая является объектом изучения; 3) метод исследования, посредством которого учёный познаёт природу.
Чтобы глубже разобраться в этой непростой теме, следует проанализировать[2] границы каждой из этих трёх составляющих:
[1] Раздел философии, занимающийся теорией познания, называется гносеологией.
[2] Это крайне масштабная тема, и здесь не место её глубокому и подробному анализу — достаточно краткого обзора.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Как же можно не понимать, что все чудеса мироздания постоянно свидетельствуют о Б-жественном управлении?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Казнь первенцев и заповедь о пасхальной жертве, которую дал Всевышний в Египте, были призваны в открытую продемонстрировать пренебрежение к языческому культу местных жителей. День принесения ягнят в жертву был выбран в соответствии с астрологическими показателями.
Рав Александр Кац
В Пятикнижии сказано: «Но не согласился Сихон, царь Хешбона, дать нам пройти, потому что ожесточил Б-г его дух и сделал его сердце упрямым, чтобы предать его в твои руки…»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Евреи не боялись приобретать ягнят и сообщать египтянам, что их сакральное животное будет зарезано