Из цикла «Границы научного познания», темы: Прогресс и Тора, Тора и наука, Рав Ашер Кушнир, Истинность Торы
Основная тема этого обзора связана с вопросом о всесилии науки, то есть неограниченности научного познания. Эта проблема издавна находится в центре внимания философов[1] и учёных. Способна ли наука познать природу во всей полноте и дать ответ на любой вопрос?
Этот вопрос формулируют и в более общей форме: «А познаваем ли мир вообще?» Или по-другому: «Есть ли границы у человеческого познания, существует ли нечто, что принципиально непостижимо»?
В философии существуют разные мнения по этому поводу. В частности, представители гносеологического оптимизма утверждают, что у познания нет границ, то есть мир и всё в нём принципиально постижимы и доступны для исследования. И если не всё ещё известно, то это непременно будет постигнуто в дальнейшем; это лишь дело времени и средств. Такой позиции придерживаются в основном материалисты, среди которых были Людвиг Фейербах, Карл Маркс и др.
С другой стороны, воззрение, получившее название агностицизм, и его разновидность, релятивизм, принципиально отрицают возможность познания мира. Поэтому сущность явлений и объектов природы никогда до конца не будет познана. Приверженцами этого подхода были Иммануил Кант, Давид Юм и др.
Проблема познаваемости мира остро стоит не только в философии, но и в науке. Есть учёные, которые придерживаются мнения о неограниченности научного познания, а есть те, кто в этом сомневаются.
Однако в этом принципиальном споре голоса сторонников всесилия науки звучат гораздо громче. К тому же в диспутах они отказывают оппонентам в возможности строить теистические выводы на основе неполноты научных знаний: они утверждают, что эти пробелы, безусловно, будут восполнены.
Поэтому и необходимо вынести на суд читателя факты.
Тема познаваемости мира при более близком рассмотрении распадается на три составляющие, а именно: 1) учёный, который желает познать природу; 2) природа, которая является объектом изучения; 3) метод исследования, посредством которого учёный познаёт природу.
Чтобы глубже разобраться в этой непростой теме, следует проанализировать[2] границы каждой из этих трёх составляющих:
[1] Раздел философии, занимающийся теорией познания, называется гносеологией.
[2] Это крайне масштабная тема, и здесь не место её глубокому и подробному анализу — достаточно краткого обзора.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»