Из цикла «Границы научного познания», темы: Большой Взрыв, Прогресс и Тора, Тора и наука, Еврейская история, Рав Ашер Кушнир, Истинность Торы
Отдельно стоит вопрос о Началах — причинах причин появления всех составляющих Природы[1].
Хотя общепринятая теория Большого взрыва подробно описывает то, что произошло после Взрыва, она не содержит никакой информации о том, что происходило до этого.
Тем не менее, учёная мысль смело продвинулась за границы непознаваемой сингулярности Большого взрыва, и в последние десятилетия были выдвинуты новые космологические модели происхождения Вселенной[2]. Но пока эти модели не имеют эмпирических подтверждений и не выходят за рамки умозрительных догадок.
Впрочем, даже если предположить, что они будут косвенно подтверждены, ответ о Началах так и не будет получен, а незнание всего лишь будет перенесено на один «этаж» выше.
Поэтому вопрос о происхождении невообразимо великой первичной энергии Вселенной навсегда останется нераскрытой тайной.
Так же недоступна и причина появления и существования постоянно действующих законов природы. Ясно это сформулировал[3] Пол Девис: «Откуда появились законы природы? Когда я был студентом, мне объяснили, что роль учёного — раскрывать законы природы, искать пути их практического использования, но не выяснять, откуда они появились. Надо верить, что миром управляют абсолютные математические законы, что они неизменяемы и универсальны. Впоследствии я спрашивал многих коллег об источнике этой веры. Ответы, которые я получал, были от “это не научная постановка вопроса” и до “никто не знает”. Особенно мне нравился ответ: “Нет у законов природы причины, они просто существуют”… Научное объяснение природных явлений принципиально возможно только благодаря тому, что мир логично упорядочен, и любому следствию предшествует причина. И если проследить до причины причин, то мы неизбежно придём к фундаменту Вселенной — законам природы. Так как же получается, что именно в этой критической точке логика нас оставляет? Это же насмешка над всей наукой. Может ли быть, что колоссальное упорядоченное здание природы построено на абсурдной основе отсутствия логики…?» [4]
Вопрос о Началах находится вне прямой компетенции науки.
[1] Тема подробнее разбирается в главе 7 этой книги.
[2] Теория струн, теория инфляционной Вселенной и другие модели мультивселенной.
[3] The New York Times. 2007. November 24.
[4] Подобная постановка вопроса, естественно, вызвала недовольные отклики некоторых его коллег. Тем не менее, никаких конструктивных ответов по поставленному вопросу их критика не содержала. См.: Davies, Paul. Taking Science on Faith. The Edge. 2006. December 31. www.edge.org.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.