Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Везот аБраха, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И сказал Б-г: Сделаем человека по нашему образу и подобию»[1]. (Раши пишет, что подобие — это способность понимать, думать).
Написано в Мидраше[2]: С кем Он советовался? Сказал рабби Ханина: Он посоветовался с ангелами, и сказал им: «Сделаем человека по нашему образу и подобию». Сказал рабби Шимон[3]: Когда Всевышний решил сотворить человека, ангелы разделились во мнениях. Некоторые говорили: «Пусть будет сотворен», а другие говорили: «Пусть не будет сотворен». Сказал рав Уна раба из Ципори: Пока ангелы спорили друг с другом, Всевышний создал человека и сказал им: «Зачем вы спорите? Человек уже сотворен».
Отсюда следует, что глагол наасэ — «сделаем», мудрецы толковали как нааса — «был сделан» (эти слова пишутся одинаково — נעשה). И это противоречит простому прочтению, что Всевышний творил человека вместе с ангелами. И это еще более странно. Разве нужен был Всевышнему совет ангелов?! Ведь пророк Йешаяу сказал: «С кем советовался Он и был понят, кто укажет Ему, что делать?!»[4] Сказано[5]: Когда Всевышний пожелал сотворить человека, он сначала сотворил ангелов и спросил их: «Хотите ли вы, чтобы был сотворен человек?» Они ответили: «Что человек, чтобы Ты поминал его?» Протянул Всевышний свой перст и сжег их. Также он поступил и со следующими ангелами, которых сотворил. На третий раз ангелы сказали: «Разве помогло первым и вторым то, что они сказали? Делай все, что Ты пожелаешь». Когда появились поколение Потопа и поколение Вавилонской башни, деяния которых были порочны, спросили ангелы у Всевышнего: «Разве не правы были те, кто говорил это в первые разы? ». Он ответил: «Я (с человеком) до старости… Я сотворил, и Я буду терпеть…»[6]. Это также вызывает недоумение: зачем Всевышнему понадобилось создавать ангелов раз за разом, чтобы советоваться с ними, но не слушать их совета. Какой был в этом смысл? Мне кажется, что наш Отец сделал это для блага человека, и ради его существования. Это было одной из величайших милостей Творца, без которой наш мир уже был бы, не дай Б-г, уничтожен. И необходимо было Всевышнему советоваться с ангелами, хотя он и не собирался прислушиваться к их мнению. Это можно разъяснить при помощи притчи.
Притча.
Один вельможа велел своему слуге отправиться на ярмарку в другой город и купить там один дорогой кубок, предупредив не возвращаться домой с пустыми руками. Слуга прибыл в город и стал выяснять, где можно купить этот кубок, и нашел его только у одного торговца. Тот заломил высокую цену, и слуга несколько раз приходил к нему торговаться. Когда они уже почти договорились о цене, о сделке узнал другой человек, которому захотелось тоже поживиться на этом. Он пришел к торговцу и сказал: «Брат мой, я знаю так же, как и ты, что в этом кубке есть изъян. Если ты не задобришь меня приличной суммой, я расскажу покупателю об изъяне, и он не станет у тебя покупать!» Торговец рассердился и закричал: «Убирайся вон, негодяй! Я ничего тебе не дам!» Тот человек не успокоился, и рассказал покупателю об изъяне в кубке, который он собирается купить. Сначала слуга решил не покупать этот кубок, но через день-другой передумал, ведь ему запрещено было возвращаться в дом вельможи без него. Он вернулся к торговцу и отдал ему оговоренную сумму. Когда слуга вернулся домой с купленным кубком, вельможа не захотел его брать, сказав, что уже нашел другой, более красивый (а может, не захотел платить за кубок так дорого). Тогда слуга вернулся к торговцу и сказал: «Забирай свой кубок. Я хочу свои деньги назад, так как в нем есть изъян!» Торговец возразил: «Это ничего не меняет. Ты знал заранее, что в нем есть изъян, но тем не менее, купил его!»
Известно, что вся цель сотворения человека — прославление Творца тем, что человек трепещет перед Ним и выполняет Его заповеди, как сказано: «Каждого, названного именем Моим, во Славу Мою сотворил Я, создал и сделал»[7]. По закону мироздания, человек должен быть праведным, чистым от всякого греха. А если согрешит — вернет весь мир в первоначальное состояние хаоса. Ведь мир был создан не для того, чтобы творения гневили Творца. И по справедливости, даже раскаяние не должно было им помочь[8]. Но Б-г наш милосерден, и знал заранее все, что будет во всех поколениях. Он знает, что человек подвержен соблазну со дня рождения, и не может контролировать себя и делать только добро и не грешить. Поэтому, прежде чем сотворить человека, Он хотел подготовить ему почву для его существования на земле, чтобы не навредили ему выступающие против него (это Сатан — духовная сила, созданная в мире, через которую человек подвергается соблазну. Если он не устоит, эта сила обвиняет его перед Б-гом — прим.). Б-г «посоветовался» с ангелами по поводу создания человека, чтобы они сказали Ему, что человек согрешит. А после того, как это было сказано, Всевышний сделал как хотел и сотворил человека. И причина этому — что теперь, когда человек согрешит, обвинитель не сможет выступить против него, ведь было заранее известно, что человек согрешит, но он все равно был сотворен. И это то, что имеется в виду в приведенном выше высказывании трактата Сангедрин: «Когда появились поколение Потопа и поколение Вавилонской башни[9]…», Он ответил: «Я (с человеком) до старости. Я сотворил, и Я буду терпеть.». То есть, Всевышний говорит: «Я знал заранее обо всех недостатках человека, и все же Я сотворил его и Я буду терпеть». И это то, что сказано в мидраше: «Когда Всевышний решил сотворить человека, ангелы разделились во мнениях. Некоторые говорили: “Пусть будет сотворен”, а другие говорили: “Пусть не будет сотворен”. Вся цель этого была в том, чтобы ангелы упомянули о дурных склонностях человека и о его недостатках, и когда они это сделали, Всевышний создал его. И потому Он сказал: “Зачем вы спорите? Человек уже сотворен” — Я посоветовался с вами не для того, чтобы сделать, как вы сказали, а только для того, чтобы зло человека было вами упомянуто. А поступил Я согласно Своей воле».
[1] Берешит 1:26
[2] Мидраш Берешит Раба 8:4
[3] Мидраш Берешит Раба 8:5
[4] Йешаяу 40
[5] Сангедрин 38
[6] Сангедрин
[7] Йешаяу 43:7
[8] Как писал благочестивый рабейну Йона в предисловии к «Шаар а-Тшува»
[9] Поколение Раскола, в некоторых переводах
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.