Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Тшува, Рош Ашана, Йом Кипур, 10 дней раскаяния, Ницавим, Магид из Дубно, Еврейская притча
Знай, что обычно люди делятся на три группы.
Притча.
Сыновья одного богача не следовали по праведному пути. Он ежедневно наставлял их, но они не слушали, пока, наконец, он так рассердился и расстроился, что оставил их и уехал далеко, чтобы не видеть их дурного поведения. Через несколько лет до него дошел слух, что сыновья заболели тяжелой и опасной болезнью. Из любви и милосердия, отец послал им надежного врача. Когда врач приехал к ним домой, то обнаружил, что они разделились на три группы. Первая — те, кто осознавали, что их болезнь опасна. Увидев врача, они бросились ему в ноги и стали умолять: «Мы отдадим все самое дорогое за твой труд и за лекарства, только вылечи нас!» Вторая группа — те, кто осознавали, что больны, но не понимали, насколько болезнь опасная, а потому не хотели тратиться на лечение. Они сказали врачу: «Если хочешь сделать нам добро, дай нам твоих лекарств, и мы возблагодарим тебя». Врач взял на себя заботу об этих двух группах и пообещал им исцеление. Третья же группа только посмеялась над ним. Они совершенно не осознавали, что больны, и считали себя сильными и здоровыми. Зачем им лечение? Об этой группе врач сказал: «Нет им надежды». Его спросили: «Почему ты не хочешь помочь третьей группе, как помогаешь второй? Если ты готов делать добро за свой счет, то почему и не им? Ну и что, что они считают себя здоровыми!» Врач ответил: «Видите ли, эти люди заболели, потому что ели вредную пищу. Для того, чтобы вылечиться, больной должен воздерживаться от этой пищи хотя бы на период лечения. Но больной, который даже не замечает своей болезни, будет продолжать есть эту пищу даже во время лечения, и ему станет только хуже. Врач здесь бессилен».
Смысл этой притчи в том, что когда мы жили на своей земле и выполняли волю Б-га, то Он, со своей стороны, берег нас от всякой духовной нечистоты и мерзости. Но со временем, когда мы стали гневить Творца, благословен Он, Он стал скрывать себя от нас (эстер паним). Окружающие народы стали относиться к нам с насмешкой и презрением, и обрушились на нас все виды бедствий. Всевышний, в своем великом милосердии, желает очистить нас от наших грехов, и дал нам для этого особые дни: Дни Трепета (от Рош а-Шана до Йом Кипура — прим.), чтобы очистить нас и привести к святости, чтобы перестали мы делать то, что Ему не угодно.
Мы делимся на три группы. Есть среди нас в каждом поколении праведники, которые чувствуют себя «больным» весь год, то есть, стараются исправить свои поступки в течение всего года, и, в особенности, в Дни Трепета. Они встречают этот период в страхе перед Творцом и с любовью к Нему. С постом и слезами они молят Его о прощении и всем сердцем и душой возвращаются к Нему, надеясь, что Он «излечит» их от всего зла и приведет к свету (Торы, духовной чистоты — прим.). Они изучают Тору и делают добрые дела, а Всевышний принимает их и спешит «излечить».
Вторая группа тоже просит Всевышнего об излечении, но не хотят прилагать слишком много усилий, чтобы полностью исправить свои поступки. Они просят, чтобы Всевышний проявил к ним свое милосердие и повел их по праведному пути. Всевышний принимает и их молитву, и Йом Кипур очищает всех, кто хочет этого, и понимает, где добро и где зло, а потому старается в эти дни, когда легче «излечиться», отдалиться от зла. Им прощаются прошлые проступки.
Но есть еще и третья группа. Эти люди считают себя совершенно здоровыми. Они спокойны и беспечны, не страшатся этих дней и не испытывают трепета при их приближении, ведь считают, что с ними все порядке. Эти люди безнадежны. Они продолжают грешить даже в эти святые дни, как весь год. Чем поможет им «лечение», если даже в благоприятные для него дни, они не оставляют зла? Этих людей отчитывает пророк: «Женщины, пребывающие в покое, встаньте, слушайте глас Мой. Дочери беспечные внимайте слову Моему, год за годом трепетать будете беспечные» — эти немногочисленные дни портят вам весь год, ведь и в эти дни вы грешите. И об этом говорит Мидраш: Всевышний объясняет, почему мы не излечились от своих болезней, ведь в Йом Кипур нам должно было быть прощено за весь год. И вот Его ответ: Если бы вы удостоились, читали бы в этот день в Торе: «Ведь в этот день искупится вам, очистить вас…»[1] — лечение бы помогло. А теперь, поскольку вы не удостоились — вы не позаботились о том, чтобы достойно провести эти дни очищения, — вы читаете: «Нечистота ее на подоле ее»[2] — даже в конце года «…не помнила о будущем своем…»[3] — не оставила своих дурных поступков, «.и опустилась чрезвычайно низко»[4] — а потому не смогла очиститься в Йом Кипур.
[1] Ваикра 16:30
[2] Эйха 1:9
[3] Эйха 1:9
[4] Эйха 1:9
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»