Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ки таво, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Внимай и слушай, Израиль! Сегодня стал ты народом»[1]. Сказали мудрецы[2]: «Разве в тот день была дарована евреям Тора? В тот день закончились сорок лет странствований по пустыне! Но это учит нас, что Тора любима изучающими ее, каждый день, как в тот день, когда она была дарована на горе Синай. Сказал рабби Танхум сын рабби Хия из деревни Акко: Знай, что тот, кто говорит “Шма Исраэль” утром и вечером, и один раз не сказал, похож на того, кто вообще не говорит “Шма Исраэль”. Это высказывание непонятно. Ведь уже известно, что прегрешение не отменяет заслуги за выполнение заповеди. Поэтому не может быть, что из-за одного раза, когда человек не произнес эту молитву, он потеряет заслугу всех тех раз, когда он ее произносил. Также следует разобрать, о каком доказательстве говорят здесь мудрецы. Ведь использование слова “знай” — “Знай, что тот, кто говорит “Шма Исраэль” утром и вечером, и один раз не сказал…”, означает, что этому есть известное и общепринятое доказательство. Но следует еще это доказательство доказать. Чем отличается заповедь читать “Шма Исраэль” от других заповедей Торы, что про нее мудрецы сказали[3]: “Искривленное не сможет исправить” — это о том, кто не прочел “Шма Исраэль” утром или вечером. Чтобы разобраться, приведем еще стих: “Только остерегайся, и очень береги душу свою, чтобы не забыл.и чтобы не ушло это из сердца твоего.”[4]. Мне кажется, что важность этой памяти состоит в том, что Всевышний, который видит будущее всех поколений, знал, что народ Израиля не продержится на той высокой ступени, которой достиг при даровании Торы, и падет с нее. В таком состоянии он будет находиться до самого прихода Машиаха. Поэтому Тора строго предостерегает хранить ее, чтобы не потерять то благо, которое получили вместе с Торой. А если станешь интересоваться, на какое время надо оставить Тору, чтобы это подходило под слова мудрецов: “И как стекло легко уничтожить их”, то уже сказано: “Если оставишь меня (Тору) на день, я оставлю тебя на два”. И пусть человек не думает, что с Небес ему восполнят утраченное, ведь сказано: “Не на Небесах она”[5]. На Небесах от нее ничего не осталось (вся учеба Торы только в руках людей — прим.).
Притча. Военачальник находился на расстоянии 2-3 парсаот (парса — приблизительно 4 км. — прим.) от линии фронта. По всей дистанции расставлены наблюдатели, так, чтобы могли передавать один другому сообщения по цепочке, пока они не достигнут генералов, а через них полководцу, и обратно. Таким образом, армия будет знать, куда двигаться, и в какую сторону поворачивать. Эта система сработает, только если каждый из наблюдателей находится достаточно близко от другого, чтобы передать ему сообщение. Но достаточно одному наблюдателю покинуть свой пост, и вся цепочка окажется разрушенной.
Смысл этой притчи в том, что Всевышний выделил нам один особый день, в который было возвещено “большому войску” (возможно, имеются в виду те, кто присутствовал при даровании Торы, и все последующие поколения — прим.) и наполнил наши сердца трепетом и святостью. Но это с условием, что мы не отдалимся от Него больше, чем на один день. Каждый день, рано утром мы должны укрепиться и встать перед Всевышним с трепетом и любовью. Таким образом, нам по цепочке передастся тот трепет, который мы ощущали в тот особый день, при получении Торы. Занимаясь Торой и заповедями до следующего дня, мы получаем силу этого трепета, как сказано: “А Меня призывать будут каждый день”. Таким образом, человек должен проводить все свои дни на земле. Условием для того, чтобы первоначальная богобоязненность передавалась человеку по цепочке — чтобы не было перерыва. Если не будет хватать одного дня, из-за того, что человек в этот день не читал “Шма Исраэль”, то прервется цепочка дней, ведущая его к тому самому моменту дарования Торы (видимо, имеется в виду цепочка передачи из поколения в поколения — прим.). А ведь эта молитва — основа, которая была дана нам Всевышним, чтобы мы жили в чистоте, трепете и праведности. Она связывает нас с тем событием. Когда цепочка не прерывается, святость льется на нас, как из неиссякаемого источника. Поэтому Писание предупреждает нас: “Только остерегайся, и очень береги душу свою, чтобы не забыл то, что видели глаза твои, и чтобы не ушло это из сердца твоего все дни жизни твоей” — чтобы ты не оказался оторван от этого источника. И как правильно сказали мудрецы: “Кривое не сможет исправить — это о том, кто не прочел “Шма Исраэль” утром или вечером”. На это основе держится все здание. Эта идея приводится в книге Кузари. И это то, что сказано: “Внимай и слушай, Израиль! Сегодня стал ты народом” — это предостережение народу об учебе Торы, чтобы не было между ним и Торой расстояния больше, чем в один день. Ведь если это расстояние появится, то он оторвется от того дня, когда стал народом. И разъясняли мудрецы: “Тора любима изучающими ее каждый день, как в тот день, когда она была дарована на горе Синай”. То есть, те, кто учат Тору каждый день, дорожат ей, как в тот день, когда она была дана. Этому рабби Танхум и привел доказательство про молитву “Шма Исраэль”: Знай, что тот, кто говорит “Шма Исраэль” утром и вечером, и один раз не сказал, похож на того, кто вообще не говорит “Шма Исраэль”. То, что верно для молитвы “Шма Исраэль”, верно по отношению ко всей Торе.
[1] Дварим 27:9
[2] Брахот 63б
[3] Брахот 26а
[4] Дварим 4:9
[5] Дварим 30:12
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»