Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ки теце, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И не стал Б-г твой слушать Билама, и обратил Б-г. проклятие в благословение»[1].
Не совсем понятно, для чего этот стих приведен именно в этом месте. Какая связь между тем, что стало с проклятиями Билама, и запретом потомкам Амона и Моава приняв еврейство, жениться на еврейской женщине, за то, что не вышли навстречу евреям с хлебом и водой, как сказано: «Не войдут амонитянин и моавитянин в общину Б-га»[2]?
Притча.
Один торговец ехал из Лейпцига с товаром. Он доехал до опасного места, где невозможно было проехать из-за завала, и свернул на постоялый двор. Он переночевал там, а утром встал и хотел дать корм лошадям, но обнаружил, что ночью воры украли его телегу, лошадей и весь товар. Торговец расстроился, заплакал, а затем отправился в путь домой пешком. Он прошел некоторое расстояние и вдруг увидел свою телегу, которой управлял какой-то извозчик. Он побежал за ней и нагнал. Вор узнал торговца и вернул ему телегу с товаром. Торговец промолчал. Вор, увидев его доброту, обнаглел, и потребовал плату за то, что перевел телегу через опасное место. Тогда торговец отвесил ему пощечину и сказал: «Вот твоя плата! Ты ведь вор! Разве ты старался для меня?! Только благодаря помощи Б-га я тебя настиг! А ты еще осмеливаешься требовать плату?!»
Смысл этой притчи в том, что Балак (Балак был из народа Моав — прим.) нанял Билама проклясть еврейский народ, а Всевышний обратил эти проклятия в благословения. Теперь у него появилась надежда получить награду, ведь благодаря ему еврейский народ получил благословение. Поэтому Тора разъясняет: это не так! «Не войдут амонитяне и моавитяне в общину Б-га, потому что встретили вас… и потому что наняли против вас Билама»[3]. А чтобы не подумали, что у них есть заслуга в том, что евреи были благословлены, сказано: «И не стал Б-г твой слушать Билама и обратил Б-г. проклятие в благословение» — Б-г позаботился о благословении, а Балак хотел лишь зла.
«Когда выйдешь ты станом против врагов твоих, то берегись всего дурного»[4].
Когда я давал урок перед большим собранием в Дни Трепета (Ямим Нораим), я вывел из этого следующую мораль: В эти дни человек должен обратить внимание на то, что великий праведник отличается от меньшего праведника своим великим страхом согрешить, как сказали мудрецы[5]: «Встанем перед ним, ведь он человек, который боится греха». Разве другие мудрецы не боялись греха? Но есть люди, страх которых согрешить зависит от величины и уровня греха. Ведь, как установили мудрецы, есть четыре вида искупления грехов[6], в зависимости от тяжести греха. Чем более праведен человек, тем больше уравнивает грехи в своих глазах, и страшится малого прегрешения как большого. А простой человек может относиться к большим грехам как к малым. Все это происходит в обычное время. Но во время суда и вынесения приговора (Рош а-Шана и Йом Кипур) каждый должен бояться малых прегрешений как больших (и смотреть на себя как на большого праведника — прим.).
Притча.
Один человек поселился в городе, где у него не было родственников. Он боялся людей, не зная, что от них ожидать, кроме бедняков, которые ничего дурного ему сделать не могли. Однажды у него был спор с другим человеком, и он вызвал его в суд. Пока суд длился, он склонялся перед всеми — богатыми и бедными, ведь неизвестно, кто из них поможет ему склонить суд в свою сторону.
Так и месяц Тишрей. Его знак Зодиака — весы, так как в этом месяце взвешивают добрые дела и проступки человека. И даже самый малый проступок может перевесить чашу весов, так что человек может оказаться, не дай Б-г, виновным. И это то, что сказано: «Когда выйдешь ты станом против врагов твоих…» — против дурного начала и его помощников, — «.то берегись всего дурного». И это то, что сказано: «Почему буду бояться в дни бедствия? Грех пят моих окружает меня»[7] («грех пят» — то есть, самый маленький поступок может склонить чашу весов — прим.). Это намек на то, что в дни Суда даже «легкие» заповеди засчитываются как серьезные.
[1] Дварим 23:6
[2] Дварим 23:4-5
[3] Дварим 23:4-5
[4] Дварим 23:10
[5] Шабат 31б
[6] См. Рамбам, «Яд а-Хазака», законы тшувы, глава 1, алаха 4 — прим.
[7] Теилим 49:6
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.