Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Не следует царю пребывать в гордыне. Он должен понимать, что раз Творец дал ему больше, чем другим, значит, он должен Ему больше, чем другие.

«Чтобы не возносилось сердце его над братьями его, и чтобы не отклонялся от (соблюдения) заповеди вправо или влево»[1].

Эта заповедь относится к еврейскому царю. Царь приносит великую пользу, ведь он тот, кто заботится о сохранении и соблюдении Торы в народе, и сам тоже получает от этого великую пользу, как сказано: «Всякий, кто удостаивает других исполнения заповедей…». Кроме этой пользы, у царства есть приятная сторона — почет, величие. Царь стоит выше всех людей его царства, и все страшатся его. А поскольку он получает много блага благодаря своему статусу, то какую же он может иметь награду с Небес за то, что «служит» царем? Он будет достоин этой награды, только если почет и возвышение над другими будут ему противны и нежеланны, как ярмо. И он использует свое положение только для укрепления служения Всевышнему, выполнения заповедей.

Притча.

Бедняк пришел в дом богача. Тот накрыл ему стол, напоил и накормил досыта, но не дал ему ничего в дорогу. И хотя принято, что тот, кто кормит у себя бедняка, дает ему также что-то в дорогу, этому бедняку не следует жаловаться своим собратьям, что ничего не получил у этого богача. Ведь он хорошо ел и пил в его доме. Но если этот бедняк в тот день постился, и из вежливости к хозяину дома сидел с ним за столом, и делал вид, что ест, а хозяин ничего не дал ему с собой, то этот бедняк будет считать, что хозяин сделал ему зло, как если бы он не заплатил за работу водоносу или дровосеку. Ведь вся трапеза была для него тяжким ярмом, и по справедливости ему полагается что-нибудь получить.

Смысл этой притчи понятен. Об этом и идет речь, когда Тора говорит: «Чтобы не возносилось сердце его над братьями его…». Если царь не станет получать удовольствие от своих привилегий, то все его поведение будет считаться праведным, как выполнение одной из заповедей Торы. И это то, что сказано: «…чтобы не отклонялся от (соблюдения) заповеди…» — то есть, если не возгордится, то «служба» царем засчитается ему выполнением заповеди.

Приведем еще одно объяснение. Тора предписывает царю две противоположные вещи: величие и смирение. В собственных глазах царь должен быть смиренным и не возносится над другими евреями. Мы знаем, что человек должен знать, что Творец не должен ему ничего. А учим мы это от Моше, да покоится с миром. Ведь никто не сравнится с ним в праведности и величии, и тем не менее, когда он просил Всевышнего, просил дать ему это как подарок (а не в награду за заслуги) (В книге Дварим, недельная глава Ваэтханан, Раши разъясняет, что ваэтханан — означает просить безвозмездный подарок (даже если есть заслуги). Именно так просят Б-га праведники — прим.). Долги людей перед Б-гом различаются. Все зависит от того блага, которое человек получил.

Притча.

Группа торговцев поехал в Лейпциг закупить товар. Все они взяли товар в кредит, но каждый взял разное количество. Один закупил большое количество товара, и его кредит большой. Другой взял немного товара. И от того, что один возвращается домой с перегруженными телегами, а другой везет лишь немного, нет у одного преимущества перед другим, ведь оба прекрасно знают, что еще должны оплатить то, что взяли. Тот, кто взял немного, должен немного, а тот, кто взял много, должен много. Это верно, если оба люди честные, и собираются оплатить свои долги. Но если они мошенники, и не собираются больше возвращаться в Лейпциг и платить, то тогда первый торговец будет чувствовать себя удачливее другого.

Эта притча разъясняет, что не следует царю пребывать в гордыне. Он должен понимать, что раз Творец дал ему больше, чем другим, значит, он должен Ему больше, чем другие. С него спросят согласно его положению. А потому: «…чтобы не отклонялся от (соблюдения) заповеди вправо или влево». Если не станет отклоняться от заповеди, и осознает, что ему надо «оплатить» огромный долг, то не станет возноситься над другими. Если же не будет страха перед Б-гом в его сердце, и не станет желать оплатить свой долг, тогда может возгордиться.


[1] Дварим 17:20

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»