Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Корах, Споры, Конфликты и ссоры, Магид из Дубно, Еврейская притча
Следует разобрать, почему сказано: «Мало у вас.» (микем), а не «мало вам» (лахем).
Притча.
У одного помещика было много полей, и он обязал крестьян в его владениях работать на полях, а урожай привозить к нему. Они привозили в его амбары полные телеги, а себе ничего не оставляли. Помещик доверял им, что не станут красть, а потому не велел пересчитывать урожай. У него был обычай давать каждому посильную работу: одному он поручал обрабатывать одно поле, другому два и т.д. Однажды к нему пришел один человек и пожаловался: «Чем я оказался не годен в ваших глазах? Почему я получил только одно поле, а другому вы дали три поля?» Когда помещик услышал это, то велел забрать у него поле, которое было ему вверено. Жалобщик спросил: «Господин! Вы не только не добавили мне еще поле, но и забрали то, что у меня было!» Помещик ответил: «Из твоей просьбы я понял, что ты вор. Поэтому ты и просишь себе больше полей для обработки, ведь если бы ты был честным человеком, не просил бы, чтобы тебе добавили еще работы. Но ты вор, и хочешь, чтобы тебе было больше чего красть. Поэтому я забираю у тебя и то, что у тебя было!»
Смысл этой притчи в том, что наш учитель Моше, да покоится с миром, сказал Кораху и его последователям: «Если бы вы действительно желали служить Всевышнему, как те праведники, которые особенно близки к Нему, то не просили бы себе дополнительного служения к тому, что уже обязаны выполнять. Значит для вас служение Творцу, как урожай на складе (то есть, вы не чувствуете и не цените важность и святость наложенного на вас служения, но смотрите только на количество работы и почет, который эта работа приносит — прим.), а потому вы пришли просить еще, как сказано: “Любящий деньги не насытится деньгами”[1]. Поэтому он сказал: “Мало у вас…” — то малое, что у вас есть, тоже следует у вас изъять. Ведь Б-г Израиля приблизил вас, чтобы вы служили в Мишкане и на благо общины». Тора подробно описала, что входило в их обязанности, как бы говоря: Присмотритесь внимательно. У вас есть много работы, которой вы можете доставить радость Всевышнему. Вам было дано особое служение, а вы потребовали себе еще и работу коэнов. А раз так, то: «Поэтому ты и вся твоя община, собираетесь против Б-га.».
[1] Коэлет 5:9
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»