Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Земля Израиля важна и хороша и для тела, и для души

Написано в Мидраше[1]: Рав Аха а-гадоль толковал стих «Высохла трава, завял цветок, а слово Б-га нашего исполнится всегда»[2] (то есть, обещания Б-га, переданные через пророков, исполнятся — прим.): На что это похоже? На то, как у одного царя был друг. Сказал царь другу: «Поедем со мной, и я дам тебе подарок!» Тот отправился с ним, но по дороге умер. Царь обратился к сыну умершего друга: «Хотя твой отец умер, я не откажусь от своего намерения дать ему подарок. Приходи и бери его». Так и Всевышний. Он сказал Аврааму (про которого Б-г свидетельствует: «…дети Авраама, любимого Моего»[3]): «Иди себе. в землю, которую Я укажу»[4], пообещал ему землю Израиля. И Он обратился к Моше: «Я пообещал праотцам землю Израиля. И хотя они умерли, Я не отказываюсь от своего обещания»[5]. И это то, что сказано: «слово Б-га нашего исполнится всегда».

Эти слова требуют разъяснения, ведь Б-г обещал землю Аврааму, а не его детям, и это вроде как не исполнилось, а этого не может быть, ведь «слово Б-га нашего исполнится всегда». Но имеется в виду, что все физическое в этом мире пустое и проходящее. И хотя это Б-г исполнил тоже, основное обещание было о духовном богатстве в этом и будущем мире (и в этом ценность подарка Б-га — земли Израиля — прим.). «Голос (голос Б-га, обращенный к пророку Йешаяу — прим.) говорит: “Возглашай!”, и сказал (я) (душа пророка Йешаяу ответила Б-гу в пророческом видении — прим.): “Что возглашать мне?” — “Всякий человек (как) — трава, и его милость — как полевой цветок. Высохла трава, завял цветок.”[6]» (то есть — умер человек — и с этим пропали все его обещания — прим.) — ничто не вечно, кроме Торы, о которой сказано: «а. слово Б-га нашего исполнится всегда». Отсюда понятно, что Всевышний исполнит свое обещание (данное Аврааму — прим.).

Для дальнейшего разъяснения приведем сказанное ранее пророком Йешаяу: «Голос призывает в пустыне (как будто будет слышен голос — прим.): “Освободите дорогу для (народа — прим.) Б-га” …И проявится Слава Б-га (будут чудеса — прим.), и увидят все люди разом (поймут, осознают ясно — прим.), что изрекли уста Б-га»[7] (то есть, все обещания, которые Б-г дал евреям, — исполнятся — прим.). Этот мир, который уподоблен пустыне, где ничего не сеют, сравнен с Торой и заповедями, про которые сказано: «Сейте себе праведность», и которые не считаются чем-то ценным в глазах тех, кто занимается только этим, физическим миром, как пустыня, которая не подходит для сеянья. И еще сказано: «Голос говорит: “Возглашай!” …Всякий человек (как) — трава, и его милость — как полевой цветок…». Двумя этими провозглашениями пророк хотел воспеть хвалу Торе и описать ее великолепие. Это первый: «Освободите дорогу для Б-га.И проявится Слава Б-га.». Второй голос говорит о низменности этого мира: «Высохла трава, завял цветок, но слово Б-га нашего исполнится всегда».

Притча. Один человек разорился и уехал в поисках заработка. За морем он нашел пустынную страну, где жили дикари, которые не умели делать плуги, чтобы пахать, сеять, сажать плодовые деревья, — ничего. И он увидел, что вся эта страна полна залежей золота и драгоценных камней. Местные жители совершенно не понимали ценности этого. Они жили тем, что обменивали у приезжих золото, серебро и драгоценные камни на хлеб и плоды. Человек купил себе огромное поле. Часть его он засеял, а на другой части посадил плодовые деревья. Соседи давали ему за его урожай драгоценности. Когда пришло ему время умереть, он сказал сыновьям: «Знайте, что у меня есть сын-умница от первой жены в другой стране. Пошлите за ним, пусть приедет сюда, и поделите с ним наследство — поле, золото и драгоценные камни. Дайте ему самому выбрать, что из наследства он хочет получить». Тот сын приехал и выбрал себе драгоценные камни, а остальные сыновья забрали себе поле и его урожай. Они смеялись над ним, ведь эти камни были в их глазах как песок, а поле было самым главным богатством из всего наследства. Тот сын вернулся домой с большим запасом золота и драгоценных камней. Через несколько лет в стране дикарей появился мудрый царь, который передал народу знания и обучил разным вещам. Например, изготавливать плуг и пахать землю. Все стали засевать поля, и земля стала давать обильный урожай. Золото и драгоценные камни жители стали дорого продавать в соседних государствах, и теперь и у них урожаи стал дешевыми, а золото и драгоценные камни — дорогими. Тогда сказали сыновья того человека: «Теперь мы понимаем, что отец был прав, сказав, что наш брат умница! А мы считали его дураком! Но сейчас мы знаем, что он забрал то, что действительно ценно, а нам оставил то, что ценности не имеет!»

Смысл этой притчи в том, что Земля Израиля важна и хороша и для тела, и для души. Для тела: Тора описывает ее как текущую молоком и медом, и как землю, камни которой — железо, и медь добываться будет из гор ее, нет в ней недостатка ни в чем[8]. Но хотя материальные блага находятся в земле Израиля в изобилии, они не являются ценными для еврея сами по себе, главная ценность земли Израиля духовная — ее святость. Эта земля благоприятна для приобретения мудрости, святости, духовной чистоты, достижения пророчества и для пребывания Шхины, как сказано: «Ведь из Сиона выйдет Тора, и слова Б-га из Иерусалима»[9]. Хотя духовные дары Земли Израиля не представляют большой ценности для обычных людей, но для мудреца и того, кто понимает их важность, они бесценны. И пока люди гонятся за проходящими удовольствиями этого мира, и они кажутся им главной ценностью, то духовные «драгоценности» не ставятся ими ни во что. Поэтому люди рассуждают так: Авраам не вкусил ничего из плодов этой хорошей земли, ведь он только проживал там как гость, ведь «…кнаанеец тогда в стране», и удивляются, почему Всевышний не сдержал данное ему обещание. Но в будущем, когда правда засияет ярче, чем свет солнца, все поймут, что блага этого мира на самом деле ничего не стоят, ведь они конечны, а ценность представляют только Тора и заповеди. Тогда выяснится, что Авраам забрал самое ценное, и никто не смог приобрести столько святости и мудрости, сколько досталось ему, благодаря тому, что он проживал в святой земле, обещанной ему Б-гом. Теперь слова Мидраша становятся понятными. Поскольку «Всякий человек (как) — трава, и вся его милость — как полевой цветок.», нет ничего ценного в мире, кроме Торы и ее святости, «а слово Б-га нашего исполнится всегда», так как не прекратятся слова Торы в устах наших вовеки.


 

[1] Мидраш Бемидбар Раба 16:23

[2] Йешаяу 40:8

[3] Йешаяу 41:8

[4] Берешит 12:1, 7

[5] См. Шмот 6:4-8, а также комментарии Раши а это, что ту клятву, которую Б-г дал праотцам — дать им землю Кнаан, Он исполнит для их потомков, сыновей Израиля. См. также Дварим 9:5 — прим.

[6] Йешаяу 40:6-9

[7] Йешаяу 40:3-5

[8] Дварим 8:8-9 и Дварим 11:10

[9] Йешаяу 2:3

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.