Темы: Аман, Тора и наука, Пурим, Свиток Эстер, Эстер, Батшева Эскин
Оптические иллюзии интересовали в свое время и Аристотеля, и Декарта, и Леонардо да Винчи, и Исаака Ньютона. Некоторые любопытные картинки известны многим поколениям и даже имеют свои имена: «комната Эймса», «лестница Пенроуза», «куб Неккера» и другие.
С появлением интернета рисунки, заставляющие нас убедиться в том, как зрение нас обманывает, периодически «взрывают» соцсети. В начале 2015 года все обсуждали цвет платья на фотографии и спорили, какое оно на самом деле: золотистое или синее. В 2017-м дискутировали о цвете кроссовки (розовый или бирюзовый) и о цвете клубники (красный или зеленый). Во всех этих случаях мозг понимает одно, а глаза видят другое. И это заставляет нас задаваться вопросом — что же ошибается: мозг или глаза.
Японский профессор психологии Акиёси Китаока всю жизнь только этим и занимается: изобретает оптические иллюзии и изучает восприятие их людьми. Он и придумал сфотографировать пирог, украшенный клубникой, и заменить на фото цвета так, чтобы ягоды воспринимались как красные. При этом на самом деле в изображении использовались только пиксели голубовато-зеленого цвета.
Глаз в это верить категорически отказывается, пока ему не предъявить доказательство: выделить части изображения, которые кажутся красными, и поместить их на белый фон. На белом фоне серый и синий выглядят на самом деле тем, чем они являются.
Эта иллюзия создается из-за особенности восприятия цвета человеческим мозгом, которая называется «цветопостоянство». Человеческий мозг сконструирован таким образом, что при различных обстоятельствах воспринимает цвета такими, какими он их помнит. Независимо от того, находимся ли мы на улице в солнечный день или дома, в тускло освещенной кладовой, мозг работает над тем, чтобы правильно окрашивать для нас предметы.
В этом состоит великая милость к нам Творца, Который делает для нас мир упорядоченным и предсказуемым. Если бы каждую минуту всё вокруг нас меняло бы цвет и форму, мы бы просто сошли с ума. Поэтому органы чувств и мозг человека активно редактируют картину мира, дополняя ее или удаляя ненужные элементы. Вот поэтому мы и видим красную клубнику даже тогда, когда ее изображение состоит только из серых и зеленоватых пикселей.
Даже когда мы думаем, что видим вещи такими, какие они есть на самом деле, множество других факторов — свет, цвет соседних объектов, наше окружение — все это влияет на наше восприятие реальности. Несмотря на то, что цветопостоянство является темой сотен научных работ, до конца оно не изучено.
Одно из последних исследований российских психологов Н. Тюриной и Ю. Маркова было посвящено выяснению механизма, который помогает мозгу определять расстояние до предметов и оценивать их размеры, опираясь в первую очередь на «внешние» сведения о свойствах объектов, а не на изображение на сетчатке глаз.
Как объясняют ученые, человеческие глаза воспринимают окружающий мир в «плоском» виде, поэтому однозначно определить размеры видимых объектов и их число по тому, как много места занимает их отражение на поверхности сетчатки, мы не можем. Чтобы выполнить эту задачу, мозг «подключает» свой предыдущий опыт: знание о типичных размерах и других характерных свойствах объектов, а также возможное расстояние до них.
Добровольцам показывали на экране предметы, меняя их размеры и группировку, а также отдаляя и приближая экран, и предлагали определить расстояние до них. Оказалось, что мозг автоматически определяет расстояние до предметов по косвенным признакам еще до того, как он попытается вычислить их размеры и построить трехмерную картину мира. Иными словами, мозг изначально игнорировал то, что технически видели глаза, и опирался исключительно на косвенные данные.
Поэтому люди постоянно завышают разницу в размерах похожих предметов, сгруппированных таким образом, что более крупные объекты расположены дальше от них, чем самые небольшие. Аналогичную природу имеют другие оптические иллюзии.
И здесь возникает еще одна проблема. Ведь ученые — тоже люди, и в их мозге происходят те же самые процессы, а значит, существующие в повседневности естественные иллюзии зрения могут влиять и на научные наблюдения, неизбежно приводя к ошибкам восприятия и ложным выводам.
А ведь существуют не только зрительные, но и звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые иллюзии. Так как же мы можем быть уверены хоть в чем-то в таком мире, где органы чувств передают нам действительность не такой, какая она есть? И если даже наука здесь может ошибаться? Это вопрос как раз к Пуриму, и здесь нельзя обойтись без того, чтобы сказать пару слов о природе смеха.
Вот одна из знаменитых оптических иллюзий — круги Эббингауза. Когда мы смотрим на них, наши глаза «ясно видят», что один из оранжевых кругов явно меньше другого. После того, как мы проверим это, скопировав только оранжевые круги и поместив их рядом друг с другом, или даже просто закрыв серые круги, мы обнаружим, что они совершенно одинаковые. Естественная реакция на такое «открытие» — смех: «Не может быть! Ну надо же!»
РИС 1
Природа этого смеха — та же самая, что и природа смеха Пурима. Смешное для нас — это неожиданное и резкое сближение противоположностей, и на этом построены все шутки и анекдоты. Когда всё идет в одном направлении, и вдруг курс меняется на противоположный, это вызывает смех. Чем контраст более ярок, чем больше напряжение перед изменением и чем изменение интенсивнее, тем громче смех. Если это всего лишь вид кругов или полос, цвет клубники или стакана — нас эмоционально это мало затрагивает, поэтому вызовет лишь усмешку. А если речь идет о жизни и смерти целого народа?
Знатоки скрытой Торы учат, что реакцией на спасение от неминуемой трагедии является именно смех. Физический мир строится на фундаменте из более глубинных сил, и здесь, на земле, каждый предмет и явление являются точной проекцией своего источника в духовных мирах.
Хотя у нас нет органов чувств, которые позволили бы установить прямой контакт с этим миром, мы можем понять его, изучая суть физического мира. Только когда наступит Конечное Избавление, мы увидим мир без всяких иллюзий — оптических или каких бы то ни было других, потому что Избавление связано с полным переворотом. Вот тогда станет ясным смысл известной пословицы «Хорошо смеется тот, кто смеется последним». Ценности светского мира превратятся в ничто, и только тот, кто держался за Тору, останется стоять на ногах, как и прежде.
В Пурим не стыдно громко смеяться и даже быть смешным — а всё потому, что в Пурим мы празднуем эту самую неожиданность, которая лежит в основе смешного. «Ипух», полный переворот от страдания к избавлению, — такова суть истории Пурима.
Основной темой Пурима является «ве-нахафох hу» — то есть когда всё переворачивается с ног на голову. Все оказывается не таким, как казалось. Эстер, царица Персии, — на самом деле тайная еврейка по имени Адасса. Мордехай, заклятый враг Амана, — в конечном итоге чествуется царем. Аман оказывается повешенным на той самой виселице, которую он воздвиг, чтобы повесить Мордехая. Евреи Персии, день уничтожения которых был уже назначен, выходят победителями. И сам этот день превращается в день пиршества и радости.
Вся история Пурима длилась девять лет. Пока происходило каждое из вереницы событий тех лет, ничто не намекало на то, что оно является частью Б-жественного плана, написанного на благо евреев. Только оглянувшись назад, жители персидской империи узнали, что Эстер стала царицей, Мордехай оказался в нужном месте в нужное время, царь страдал бессонницей, а Аман — юдофобией — вовсе не зря. Всё то, что предназначалось для уничтожения еврейского народа, оказывается, было набором инструментов для его спасения.
Весь праздник Пурима мы всячески показываем, что вещи не таковы, какими кажутся: переодеваемся в костюмы, читаем «нечудесную» Книгу Эстер, едим пельмени, которые «прячут» свою начинку глубоко внутри, смеёмся смехом Пурима, переворачивающим все вверх ногами.
Если мы хотим по-настоящему увидеть мир, надо смотреть вглубь. Ведь свет мира, скрытый в Торе, был зажжен в Пурим, когда еврейский народ принял Тору во второй раз после Синайского Откровения — добровольно, глубоко и осознанно. Без иллюзий.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»