Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Две притчи на тему золотого тельца и прощения, о котором Моше молил Всевышнего, и Он простил

Притча.

Один человек ненавидел один город и его жителей. Он брал горящую головню, зажигал угли и бросал между домов. Ему удавалось каждый раз поджечь какой-нибудь дом, и люди кидались к своим домам спасать имущество. Сказал им один мудрец: «Что вам за польза бежать по своим домам? Лучше соберитесь вместе и потушите огонь. Тогда все ближайшие к огню дома уцелеют».

Об этом размышлял и наш учитель Моше, да покоится с миром. Он понял, что грех золотого тельца отложил свой отпечаток на все последующие поколения. А потому довод: «Зачем допускать, чтобы египтяне говорили…» недостаточный, ведь он хорош только для отвода наказания от его поколения, но не от будущих. Это все равно, что спасать имущество из других домов, не пытаясь затушить огонь. После смерти египтян этот огонь перекинулся бы на другие «дома» — другие поколения. Потому Моше и обратился к Всевышнему: «Почему, Б-же, гневаешься Ты на народ Твой, который Ты вывел из Египта?» — посмотри, откуда Ты вывел их! И этим Моше удалось спасти будущие поколения евреев от истребления, ведь ему удалось доказать, что евреи не виноваты, ведь они вышли из среды идолопоклонников. Это и имел в виду Мидраш, приведя стих Мишлей: «Люди легкомысленные возмутят город, а мудрецы отведут гнев».

Этим путем можно объяснить следующий Мидраш: Мудрецы разъясняли слова Моше: «. и передумай делать зло народу твоему.»[1]: Сказал рабби Ханина бар Аба: Моше просил: «Пусть у Тебя будет желание передумать!» Ответил ему Всевышний: «Обещаю тебе, что именно так и поступлю!», как сказано: «И передумал Б-г делать зло, о котором говорил».[2]

Эти слова мудрецов также кажутся непонятными. (Ведь, на первый взгляд, свойство передумывать присуще человеку. Но Б-г, принимая решение, берет во внимание все причины и следствия, все прошлое и будущее. Где же здесь есть возможность передумать? — прим.) И почему Моше употребил общую фразу: «. и передумай делать зло», а не попросил конкретно: «И передумай истреблять»? И Всевышний тоже ответил ему общей фразой, не конкретизируя, какое зло передумал делать. Но, на самом деле, слово «зло» включает в себя все виды проклятий и наказаний. Можно представить это при помощи притчи.

Притча.

У одного богача был сын лодырь, и он определил по астрологии, что этот сын и все его потомки будут нищими. Он решил подготовить какие-нибудь вещи, чтобы служили сыну и его детям и внукам. Он приобрел у ткача особо крепкий и стойкий материал и велел портному пошить прочную одежду. Портной хотел снять размеры с сына богача, чтобы пошить одежду тому по размеру, но богач сказал: «Нет, что ты! Я хочу, чтобы эта одежда служила ему и его детям. Поэтому нет смысла шить ее по теперешним размерам моего сына. Я хочу, чтобы одежда была ему несколько велика, и тогда она подойдет не только ему».

Смысл этой притчи в том, что если бы наш учитель Моше, да покоится с миром, молился только о спасении в тот момент, то просил бы Всевышнего передумать уничтожать народ. Но он молился и о будущих поколениях евреев, а потому употребил общую фразу, которая включает в себе все возможные наказания. Об этом и написано в Мидраше: «Пусть у Тебя будет желание передумать!» То есть, пусть это качество — передумать будет присутствовать у Тебя во всех будущих поколениях. Если еврейский народ будет заслуживать наказания, это качество Всевышнего ему поможет. И ответил Всевышний: «Обещаю тебе, что именно так и поступлю!» — включу в эту твою просьбу все виды наказаний. И сказано: «И передумал (ваинахем) Б-г делать зло, о котором говорил…». Здесь глагол на иврите употреблен в будущем времени, так как Моше просил и на будущие поколения.


[1] Шмот 32:12

[2] Шмот 32:14

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»