Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Шмот, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Иди и собери мудрецов Израиля»[1].
Написано в Мидраше[2]: «Благодаря мудрецам существует еврейский народ… Когда еврейский народ твердо стоит на ногах? Когда в нем есть мудрецы, как сказано: “Спроси отца своего (Раши на этот стих приводит, что отцы — это пророки — прим.), и будет рассказывать тебе, — спроси мудрецов, и скажут тебе”[3] — тот, кто советуется с мудрецами, не споткнется».
Мне кажется, что здесь мудрецы хотят разъяснить нам основную разницу в поведении между истинным пророком и лжепророком.
Притча.
Это можно уподобить различию между тем, как собирает армию царь, и тем, как собирается войско мятежников. Царь сначала назначает генералов, затем офицеров, а те уже набирают солдат из народа, пока не наберут большую армию. Но мятежники опасаются вербовать людей в свои ряды в открытую. Они сначала тайно набирают солдат из простых людей, и только потом, когда они многочисленны, назначают из них командиров.
Так происходит с истинными пророками. Всевышний назначает их вестниками Его воли для всего поколения, как он и поступил с Моше, предупредив его не раскрывать свое пророчество простолюдинам, как это делают лжепророки. Те выдумывают пророчества, а потом говорят их в начале простым, недалеким людям, о которых сказано: «Глупец поверит любому». Затем, через низы они доносят свои слова и до предводителей, и вынуждают принять их «пророчества». Но истинные пророки поступают не так. Когда они получают пророчество от Б-га, они в первую очередь передают его мудрецам Торы, которые возглавляют еврейскую общину. А те уже собирают народ и передают ему слова пророчества. И это основное отличие, что истинные пророки, получив пророчество сверху от Б-га, передают его мудрецам Торы.
Поэтому Всевышний сказал Моше: «Иди и собери мудрецов Израиля»[4] — а они уже соберут народ. Это указали нам мудрецы, да будет благословенна память о них, в Мидраше: «Мудрецы, — это те, кто держит еврейский народ, и тот, кто советуется с мудрецами, не споткнется».
(Здесь содержится очень важное мировоззренческое понимание. Основа существования еврейского народа, — в нашей готовности принимать указания ведущих раввинов, глав поколения — прим.)
И цари Израиля все важные решения принимали на основании мнений мудрецов Торы.
Заодно разъясним здесь то, что написано далее в Мидраше: «Пойми (обдумай), что произошло между царем Хизкияу и царем Арама Бен Адад. Царь Арама Бен Адад отправил посланников к царю Израиля, как сказано: “Поэтому завтра в эту пору я пошлю к тебе рабов моих, и они обыщут твой дом… и все, что дорого глазам твоим возьмут. и заберут”[5]. Что “все, что дорого глазам твоим”? — это дорогое из дорогого — Тора, как сказано: “Дороже золота и множества червонного золота”[6]».
(Царь Израиля на требование царя Арама отдать ему свиток Торы, который находился в Святая Святых, ответил, что это вопрос к мудрецам. Мудрецы сказали ему не выдавать свиток. Тогда он вышел на войну с Арамом и победил — прим.). Эти слова требуют пояснения: на каком основании мудрецы, да будет благословенна память о них, решили, что то, что «дорого глазам твоим», — это Тора? И выражение «дорогое из дорогого» тоже непонятно. Начнем со стиха, который мудрецы здесь привели: «Дороже золота и множества червонного золота». Слово «множества» кажется в нем лишним. Но мы уже разъясняли это в книге «Коль Яаков»[7]: «Тот сосуд, который сделал человек, если он пустой — его можно наполнить, а если он полный, больше его наполнить нельзя. Но сосуд, созданный Всевышним, если он полон, его можно наполнить еще, но если он пуст, его нельзя наполнить».
(Разница между материальной реальностью и учебой Торы: намек на эту мысль содержится в словах «И будет, если слушаешь, — услышишь…»[8]. Мудрецы Талмуда понимали этот двойной язык следующим образом: если ты учишь Тору — будет желание и возможность учить еще.
Все физические вожделения представляются приятными для души, только пока человек не заполучил их. Но когда человек получает то, что он так сильно хотел, исчезает вся та сладость и приятность, которыми человек рассчитывал обладать. И еще, чем более редко встречается вещь, тем более она ценится. А вещи широко распространенные, — их важность меньше. — прим.)
Приведем пример:
Притча.
У царя были два садовника. Один был мастером и обладал знаниями о посадке и выращивании разных видов деревьев. Второй был простой деревенский человек, который сажал овощи и занимался огородом. В начале лета они пришли к царю со своими подношениями. Первый садовник принес ему лучший виноград, а второй — поспевшие овощи, которым еще не сезон. Царю понравились их подношения, он все попробовал и дал обоим дары и отпустил. Когда они вышли, первый садовник отправился в трактир праздновать, а второй — огородник пошел за ним: «Брат мой, давай объединимся». Ответил ему садовник: «Что между нами общего, презренный?! Ты и твои предки — простые крестьяне, а я выучился великой мудрости сажать и прививать деревья!» Ответил ему огородник: «Но ты сам видел, что плоды моего труда попали на стол к царю, и меня вознаградили так же как тебя!» Тогда садовник сказал: «Подожди несколько дней, и тогда увидишь разницу между моей работой и твоей». Садовник подождал, пока большинство овощей появилось на рынке, позвал огородника и сказал: «Давай я приготовлю приношение из фруктов, а ты приготовь из овощей, и пойдем снова к царю!» Ответил ему огородник: «Сейчас не время приносить овощи, ведь теперь все, богатые и бедные свободно покупают их!» Тут садовник сказал: «Вот теперь ты видишь разницу между нами. Моя работа считается важной постоянно, так как ее ценность в ней самой. Вкус и аромат фруктов всегда ценится. Но плоды твоего труда были оценены только потому, что был еще не сезон овощей, и их невозможно было достать. Теперь же, когда их полно на рынке, они уже не так ценятся».
Смысл этой притчи в том, что все удовольствия и стремления человека в этом мире важны только потому, что их тяжело достать. Доказательство этому — когда предмет стремления становится легко доступным, он теряет свою ценность и важность, как сказал царь Шломо, да покоится с миром: «Душа сытая попирает текучий (мед)…» (то есть, отвергает самые сладкие вещи — прим.). Но в отношении Торы это не так. Чем больше человек ее познает, тем дороже она ему становится. Мудрецы уподобили это тому, как младенцу всегда вкусно молоко из груди матери. Поэтому те, кто учат и соблюдают Тору, больше ее ценят. [9] Чем больше они в нее углубляются, тем больше открывают мудрость, заложенную в нее. И это то, что сказано: «Дороже золота и множества червонного золота». Когда золота становится много, оно теряет свою первоначальную ценность, как сказано: «…Из серебра не было (ничего), оно не ценилось в дни Шломо ни во что»[10]. Но не так обстоит дело с Торой. Даже если вся земля наполнится ее знанием, и все будут мудрецами Торы, она останется важной и дорогой, и ценность ее будет только расти.
Все это включено в изречении, приведенном выше: что тот сосуд, который сделал человек, если он пустой — его можно наполнить, а если он полный, больше его наполнить нельзя. Но сосуд, созданный Всевышним, чем более он полон, тем более его можно наполнить еще. (Разница между материальной реальностью и учебой Торы.)
Теперь понятны слова вышеприведенного Мидраша о том, что все то, что «дорого глазам твоим», — это именно Тора. Ведь когда доведется простому человеку попасть во дворец знатного человека, он будет изумляться каждой вещи, которую там видит, и не сможет насытить свой глаз. Но домочадцы видят эти предметы постоянно, и они уже утратили для них свою прелесть. С Торой же наоборот, как уже было сказано. Поэтому, если бы фраза «все, что дорого глазам твоим», подразумевала блага этого мира, то следовало бы написать «все, что дорого глазам их» — ведь в глазах новоприбывших эти вещи имеют гораздо большую ценность, чем в глазах хозяев, которые к ним привыкли. Мудрецы отметили, что поскольку сказано «все, что дорого глазам твоим», то имеется в виду то, что все еще ценно в глазах хозяев, хотя находится у них постоянно. А это может быть только Тора, которая является «дорогой из дорогого» — чем большее ее постигают, тем дороже она становится.
[1] Шмот 3:16
[2] Мидраш Шмот Раба 3:8
[3] Дварим 32,7
[4] Шмот 4:29
[5] Мелахим I 20:6
[6] Теилим 19
[7] на трактат Сукка 46
[8] Дварим 28:1
[9] Мишлей '7:7
[10] Мелахим I 10:21
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»