Темы: Радуга, Греки, Ханука, Еврейский календарь, Духовность, Любовь к ближнему, Симха Горелик
Повсеместное использование электричества, при всех своих неоспоримых плюсах, лишило человечество связи с временами года. Мы превращаем лето в весну при помощи кондиционера, отапливаем свои дома, не будучи вынуждены заранее заготавливать дрова, и удлиняем день, включив яркий свет. Все это, конечно, большая удача: в конце концов, никто на самом деле не хочет летом изнывать от жары, а зимой мерзнуть и ждать, когда наконец закончатся холода; никто не хочет портить глаза, читая при свете свечи.
Тем не менее, надо осознать, что, окружив себя электрическими приборами, мы ослабили свою связь с миром и природой и хуже воспринимаем тот посыл, который несет нам каждый из месяцев года.
По мере того, как дни становятся короче и темнее, мы интуитивно чувствуем, что темная, унылая и уязвимая точка внутри нас ближе к поверхности, чем летом. На самом деле, есть научные доказательства того, что существует биологическая основа для этого чувства. Что ускользает от нас – так это контакт с природой, который запрограммирован в каждом из нас и является частью нас самих.
Учит великий Аризаль, что духовная сила каждого из 12 месяцев соответствует одному из 12 колен и одному из знаков зодиака. Месяцу Кислев соответствует колено Биньямина, известное своей непоколебимой верой в Бога и своей яростной способностью бороться со злом, и созвездие Стрельца. Поскольку в каждом еврее есть что-то от каждого из 12 колен, понимая природу месяца Кислев, мы что-то поймем и о себе – взглянув, для начала, на лук, из которого целится Стрелец. Ведь его форма точно повторяет форму радуги, а на иврите «лук» и «радуга» обозначаются одним и тем же словом.
В этом месяце произошли два события, которые дают нам представление о том, куда мы попадаем, вступая в месяц Кислев. Первое – это появление нового смысла у природного явления, которое мы называем радугой. 28-го Хешвана Ноах покинул безопасный ковчег, сошел на землю и увидел чудовищное, невыразимое, полное запустение, бесплодный, молчаливый мир. Ноах понимал, что именно он должен наметить курс, который приведет его и его потомков к переопределению мира, и совершил жертвоприношение, которое символизировало его стремление вознести мир и все, что в нем находится, к его Б-жественному источнику.
В первый день Кислева Б-г ответил на этот поступок установлением новых правил. Отныне человек получил разрешение есть мясо, а вместе с этим приобрел и ответственность за пролитие человеческой крови. В послепотопном мире человеку следует всегда помнить, что он был создан по образу Б-жьему и является не просто более развитым видом млекопитающих, а совершенно уникальным существом.
Искра вечности внутри нас никогда не может полностью исчезнуть, независимо от того, насколько хорошо мы маскируем ее, уподобляясь в своем поведении животным. Мы не можем «превратиться» в животное, точно так же как кошка не может превратиться в цветок.
Тогда же Вс-вышний поклялся никогда больше не совершать потоп, скрепив свой завет продолжать существование особым знамением – радугой.
Радуги были всегда, и до потопа тоже, но сейчас их появлению Творец придал новый смысл. Радуга – это отображение нашего будущего: после потопа человечество будет развиваться по-другому. До этого момента не было понятия государственности или дивергентных культур. Отныне разные народы будут становиться все более пестрыми, разноцветными, как радуга.
Из школьных уроков природоведения мы помним, что радуга образуется, когда чистый белый солнечный свет преломляется и отражается капельками воды, распадаясь на семь цветов. Наблюдающий первичную радугу видит, что ее красный цвет располагается ближе всего к солнцу, а фиолетовый – дальше.
Подобно тому, как один цвет кажется ближе к своему источнику, а другой – дальше, так же и люди: некоторые близки к Б-гу и живут жизнью, раскрывающую их близость с Творцом; другие же находятся гораздо дальше от своего Источника, и ничто в их жизни не указывает на то, что они имеют с Ним какие-либо отношения. Но в действительности, и те, и другие происходят из одного источника, точно так же, как красный и фиолетовый вызваны одним и тем же чистым светом.
В своей жизни мы также испытываем весь спектр света, от яркого к темному и наоборот. В три часа дня мир кажется местом гораздо более уютным, дружелюбным и нестрашным, чем в три часа ночи. Как будто темнота вовне отражает темноту внутри нас – а может быть, наоборот. Иногда темные моменты действительно вызваны внешними факторами — неудачами или болезнями, — но есть и такие темные моменты, которые являются лишь частью естественных приливов и отливов жизни.
Во все темные минуты нам стоит помнить, что Вс-вышний создал нас с внутренним ритмом, который перемещает свет внутри нас от «красного» сияния к «фиолетовому» отчаянию, и, хотя сейчас вокруг нас и внутри нас темно, наши души все еще вечны, и жизнь все еще имеет смысл. Каждая человеческая душа есть и всегда будет привязана к жизни, которой является Сам Б-г. Все оттенки нашего существования проистекают из одного единственного источника Света, даже если мы не всегда достаточно мудры, чтобы видеть его.
Сержант полиции сообщил Сэмми, что он может совершить два телефонных звонка. Сэмми молчал. В свои 19 лет он чувствовал себя старым, мертвым и отверженным. Звонить было некому. Отца он не видел с младенчества, а мать была психически нездорова.
Женщина-полицейский смотрела на парня со смешанным чувством нетерпения и сострадания: «Позвони своему адвокату или родственнику. Мы можем тебя выпустить только под подписку и залог. До суда могут пройти месяцы».
Сэмми не ответил, но она все поняла. На всей планете не было никого, кому Сэмми мог бы позвонить. Он смотрел на женщину в форме с ненавистью и к ней, и к самому себе, и ко всем остальным – покровительствующим, благополучным, нормальным…
Один номер он все-таки помнил. Номер директора его средней школы, который пять лет назад нашел его спящим на скамейке в парке и убедил его пойти в школьное общежитие. В последний раз он разговаривал с ним в его офисе, встреча была бурной и закончилась тем, что Сэмми отправился искать свой собственный путь.
Сэмми набрал номер дрожащими руками. На что он надеется, звоня человеку в четыре часа утра? После восьми гудков в трубке раздался голос рава Г.:
– Алло!
– Это Сэмми.
– Что случилось? Где ты?
Сэмми рассказал всю отвратительную историю и прибавил:
– Они выпустят меня отсюда только под залог.
В считанные часы рав был в Тель-Авиве, до которого ему было не меньше двух часов пути. Он знал то, чего не знал Сэмми, и верил в то, во что Сэмми никогда не верил: Сэмми – бесценное, ослепительно красивое и вечное проявление своего Творца.
Второе значимое событие Кислева, – это, конечно, Ханука. Предшествующий ханукальным событиям период был одним из самых мрачных времен в нашей истории. Еврейский народ потерял связь с реальностью, определив себя как эллинистов, почитателей всего греческого.
Греки прекрасно разбирались в эстетике, но нравственность, благочестие, духовность были вне их досягаемости. Более того, они обнаружили, что сама концепция духовности представляет угрозу для их мира, ориентированного на человека.
Греки объявили Тору вне закона, потому что она уносит сознание в неведомые места. Они объявили шабат вне закона, потому что он предлагает любому, кто его соблюдает, видеть себя частью сотворенного мира с ответственностью перед его Создателем, а не частью мира, ориентированного на человека, в котором мораль не имеет значения. Они запретили обрезание, потому что оно подразумевает, что человеческое тело – не совершенно в первозданном виде, и что человеку отдано в руки право и обязанность совершенствовать его.
И в этой самой черной темноте мы пережили национальное возрождение и самопознание. Хасмонеям было так важно зажечь Менору первым делом после того, как они вошли в Храм, именно потому, что они боролись не за политическую независимость, а за духовное обновление, и свет Меноры был их ответом на тьму.
Каждому из нас даны инструменты, чтобы бороться с тьмой по-своему, потому что каждый из нас уникален, и каждый из нас – это целый мир. Мы можем, конечно, хандрить и жаловаться на холод и дождь, но можем, наоборот, почувствовать в своем внутреннем ритме отголосок ритма природы и найти в своем сердце Менору, чтобы зажечь ее и осветить путь для себя и для тех, кто рядом.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»