Темы: Христианство, Гиюр, Тшува, Тора и наука, Положение женщины в обществе, Поиск истины, Симха Горелик
Чувствуя свое призвание и способность добиться успеха в тех областях, которые традиционно считаются неподходящими для матери семейства, такие женщины находят время и возможность развиваться, не поступаясь семьей и домом. Доктор Малка Шапс стала деканом факультета точных наук в израильском университете Бар-Илан, и это первый случай в мире, когда ортодоксальная женщина поднялась до такой должности.
Ее звали Мэри Элизабет Крамер, она выросла в американском штате Огайо, посещала воскресную школу, где впервые и познакомилась с содержанием Пятикнижия и Десятью заповедями — правда, учителя Мэри представляли их ученикам под своим, христианским, углом зрения.
Когда Мэри училась в седьмом классе, ее семья перешла из пресвитерианской церкви, к которой принадлежала ее мать, в менее догматическую унитарную церковь, которую предпочитал отец, — что было, как выяснилось потом, первым шагом Мэри по направлению к иудаизму.
Дело в том, что унитарианство не имеет зафиксированного вероучения и допускает большую свободу мнений по догматическим вопросам. Унитарианцы полагают, что Йешу из Назарета был человеком, в их церквях нет икон, Священное Писание они трактуют по-своему — в целом, ту общину, в которую попала Мэри, только формально можно причислить к христианским.
Малка вспоминает, как в подростковом возрасте начала свои собственные философские поиски: «Меня воспитывали, что нужно стараться быть “хорошей” — не обманывать, не воровать, не завидовать, слушаться старших. Но Бога в моей теологической картине вообще не было, и это вызывало вопрос: зачем быть хорошей?»
Мэри углубилась в изучение Сократа, Декарта, Лейбница, Канта и Ницше — но они тоже не дали ей «веского повода быть хорошей». Раз философия себя не оправдала — надо искать ответ в религии, решила Мэри: «Как только я начала думать в этих терминах, мне стало очевидно, что начинать нужно с иудаизма, так как он является корнем монотеизма».
Отец Мэри — профессор американской истории, — убеждал ее заниматься наукой, и она поступила в элитный гуманитарный колледж Суортмор в Пенсильвании. Отец мечтал, чтобы дочь стала серьезным ученым, и мечты его сбылись, но сбылось и что-то другое, чего он совсем не мог ожидать.
После второго курса Мэри поехала в летний лагерь в качестве вожатой. В паре с ней была девушка-еврейка — что было не удивительно: у Мэри было много знакомых-евреев, которые всегда восхищали ее своей жизнестойкостью и дисциплиной. Но эта девушка оказалась соблюдающей еврейские традиции. Мэри заинтересовалась, и ее новая подруга научила ее читать на иврите (за неимением книг, они использовали израильскую рекламу супа «Тельма», оказавшуюся под рукой!), позвала ее с собой на субботнюю молитву и даже рассказала ей о некоторых законах кашрута.
То, что начиналось как мимолетное любопытство в летнем лагере, для Мэри вскоре стало ее жизнью, ее целью и смыслом. «Я увидела, что иудаизм, с его мудростью и инструментами для самодисциплины, обладает такой глубиной, которую я никогда не встречала в других религиях», — говорит Малка.
Еще будучи студенткой, Мэри провела один семестр в Германии, в университете города Гиль. Именно там — где сам немецкий язык постоянно вызывал у нее мысли о Катастрофе — у нее появилась идея стать еврейкой.
«Приближался праздник Песах, и мне захотелось посетить Седер, чего я никогда не делала раньше», — вспоминает Малка. «Я пошла искать евреев и обнаружила, что во всем городе их осталось только трое». В итоге, она связалась с австралийским раввином в Гамбурге, который стал ее учителем во всем, что касается как духовной, так и практической сторон еврейской жизни.
Вернувшись в Суортмор, Мэри познакомилась с молодым человеком по имени Дэвид Шапс. Он был из еврейской нью-йоркской семьи — не религиозной, но традиционной. В доме Дэвида лишь соблюдали кашрут, а его душа звала его идти дальше. Получилось, что пути Дэвида и Мэри к иудаизму пролегали параллельно.
Также одновременно они приступили к получению докторской степени в Гарварде, которые они получили несколько лет в один и тот же день: она по математике, он по древнегреческой классике. После нескольких лет упорной учебы Малка приняла гиюр и стала женой Дэвида.
У Малки обязательно кто-то время от времени спрашивает, как ее родители отреагировали на то, что она стала соблюдающей еврейкой. Тогда ей приходится возвращаться на полвека назад и вспоминать: «Однажды я пришла домой, и мама стала меня угощать моим любимым блюдом: свиными отбивными с картофельным пюре. Да-а-а, она не очень была довольна, что я не ела его», — улыбается Малка.
«Мама в конечном итоге привыкла к этому. Она даже купила новый набор посуды, чтобы я могла готовить кошерно у нее дома. Хотя я думаю, что много лет она надеялась, что я вернусь в унитарную церковь…»
Как ни странно, но Малка только недавно обнаружила, что, возможно, в ее жилах течет и еврейская кровь! «Когда моей матери было 95 лет, она сказала мне: “в Германии Крамеры были евреями”. Все эти годы никто, включая моего отца, никогда не упоминал о его еврейском происхождении. Я думаю, может быть, семья отца принадлежала к унитарной общине именно потому, что они были евреями? Когда немецкие евреи оставляли свою веру, наверное, им было морально легче примкнуть к унитарианам, чем к католикам…»
После окончания Гарварда Малка и ее муж переехали в Израиль и поселились в Бней-Браке. «Как можно было выбрать что-то другое, ведь жить здесь — это быть в центре мира, в центре всего!»
И Малка, и Дэвид нашли преподавательские должности в Израиле, но адаптация была трудной, и иврит давался нелегко. У них родились двое детей, но все их соседи были многодетными, и тогда Малка и Дэвид приняли решение стать приемными родителями. Двое приемных детей остались в семье до совершеннолетия. С другими не все было так гладко.
«У нас было двое приемных детей — брат и сестра — которых родители в какой-то момент решили забрать обратно. Дети же привыкли к нам и не захотели от нас уходить. Это привело к долгому, затяжному судебному делу».
В другой раз у семьи Шапс был приемный ребенок, мать которого внезапно забрала его и не позволяла им видеться. «Это было чрезвычайно болезненно», — рассказывает Малка. «В течение многих лет я ходила смотреть на него сквозь решетку забора…»
Малка и Дэвид нашли то место в Израиле, где они могли заниматься наукой и при этом не чувствовать себя белыми воронами: это был религиозный университет Бар-Илан. Дэвид стал профессором классических исследований, специализируясь на греческой литературе и философии. Он служил в течение многих лет капелланом в Армии обороны Израиля и до сих пор преподает даф а-йоми (ежедневную страницу Талмуда).
Малка поступила на кафедру точных наук. Ее карьера пошла в гору — она читала лекции на научных конференциях по всему миру, делясь своими исследованиями в области «представлений вращения», некоторой футуристической области квантовой механики, суть которой сложно объяснить простыми словами. Она также основала программу по финансовой математике, которую вела в течение пяти лет.
Карьерный путь был далеко не легким. «Для того чтобы стать профессором, необходимы публикации, а это не так просто — в особенности, для женщины с маленькими детьми. Главная задача здесь — хотя бы просто найти время и на карьеру, и на семью».
На протяжении многих лет ее академической деятельности, Малка не раз слышала от светских коллег упреки в том, что «серьезные интеллектуалы никогда не смогут одобрить религию».
«Я обычно предлагаю им подумать о том, как много общего изучение математики имеет с иудаизмом. Математика, так же как и Тора, в доступной ей форме, стремится показать нам истинный порядок вещей и объективную истину…»
Когда в 2013-м году пришло время выбирать нового декана факультета, имя Малки было выдвинуто в качестве одной из кандидатур. Сначала ей было жаль тратить драгоценное время, которое она хотела полностью посвящать собственно науке, а не административной деятельности. «В конце концов, я сделала это ради повышения статуса женщины. Я хотела показать, что девочки так же умны, как и мальчики, и могут добиться в научной карьере больших успехов».
Несколько лет назад Малка покинула пост декана и вышла на пенсию — но по-прежнему продолжает вести научную работу на факультете математики своего университета.
Еще одно имя Малки — Рахель Померанц. Под этим псевдонимом она публикует свои романы, где пишет о тех проблемах, которые ее волнуют: о человеческой предвзятости, о предрассудках, о Катастрофе, о разделении израильского общества, о приемных родителях, о том, как сочетать карьеру и семью — и о многом другом. Она признается, что начала писать книги, чтобы объяснить своей маме, почему она решила стать еврейкой. Мама Малки скончалась в возрасте 100 лет, с гордостью демонстрировала книги дочери своим знакомым — но так и не поняла, почему та не осталась в лоне унитарианской общины…
«Главное, что я хочу сказать людям своими книгами? Я хочу, чтобы все поняли: важно говорить с людьми, даже если вы с ними не согласны. Когда два человека находят общие интересы, они могут общаться и увидеть в “другой стороне” — человека, а не только оппонента. В реальной жизни это не всегда просто, так как требует подлинной открытости и взаимного уважения».
***
Роль еврейской женщины в истории трудно переоценить. Творец дал нашим праматерям Саре, Ривке, Рахель и Лее мудрость, глубину понимания, тонкость, интуицию, умение взаимодействовать с людьми, дар пророчества — без которых еврейский народ не смог бы выдержать предназначенных ему испытаний.
Когда отцы благословляют своих дочерей в субботу, произнося слова: «Да уподобит тебя Вс-вышний Саре, Ривке, Рахели и Лее», они верят и надеются, что каждая из них сможет воплотить заложенный в ней потенциал, выполнить свою миссию в этом мире так, как может только она. Маленькой Мэри никто не говорил этих слов, и ей пришлось самой искать ту дорогу к истине, который предуготовил для нее Вс-вышний.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.