Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Тшува, Суккот, Симхат Тора, Рассказы, Карлибах
У Ребе из Порисова был один хасид , портной, который зарабатывал для своей семьи только на черный хлеб и селёдку. Как-то раз в его портняжную мастерскую заглянул богатый дворянин. Заказал одно, другое — и полюбил его, а вскоре и назначил его своим личным портным. Когда ты личный портной богатого дворянина — тебе уже не нужен Ребе, и ты больше не питаешься только хлебом и селёдкой. Портной стал держаться всё дальше и дальше от евреев и от Ребе — и всё выше задирать нос: ведь теперь он был очень выдающимся портным.
Однажды дворянин привёз из Парижа дорогую ткань и сказал своему портному: «Это самый лучший материал, который я когда-либо покупал, и я хочу, чтобы ты сшил мне соответствующий костюм: костюм, лучше которого ты никогда в жизни не шил».
Портной подумал: «Я лучший портной в мире. Когда-то я был хасидом, и всё, что у меня было, — это черный хлеб и селёдка, а теперь, слава Б-гу, у меня полно белых булочек и икры, и мне доверяют шить из самых дорогих тканей!»
Портной сшил костюм, и он действительно получился красивым. Он принес его дворянину, тот померил его, а когда стал снимать, пиджак снялся недостаточно, по его мнению, быстро. Дворянин закричал на портного: «Это самый ужасный костюм, который я когда-либо надевал!» Продолжая проклинать его, он достал пистолет: «Если я когда-нибудь увижу тебя снова, я тебя убью!» — а потом взял костюм и выбросил его в окно.
Портной вышел за дверь, поднял костюм, и… куда ему теперь податься? Пришлось идти к своим хасидам, в своему Ребе, от которого он отвернулся.
Повесив голову, поплелся хасид к Ребе из Порисова:
— Ребе, поверьте мне, это хороший костюм. Что я сделал не так?
Ребе ответил:
— Я скажу тебе, что делать. Распори костюм, разбери его на части, а затем вновь собери все детали и сшей его точно так же, как раньше. Завтра вечером отнеси его дворянину, и да поможет тебе Вс-вышний.
Портной не спал всю ночь, рыдая над каждым стежком. На следующий день он принес сшитый заново костюм дворянину:
— Прошу Вас, пан, дайте мне еще один шанс…
Дворянин надел костюм и говорит:
— Это просто шедевр! У меня никогда не было такого прекрасного костюма. Ты превзошел сам себя!
Портной, конечно, был рад услышать такие слова, но всё же он ничего не понимал. Ведь этот костюм был точь-в-точь такой же, что и вчерашний. Он снова пошел к Ребе:
— Ребе, как всё это понимать?
Ребе объяснил:
— Дело в запахе. Высокомерие так плохо пахнет, что даже такой низкий человек, как этот дворянин, учуял его — и не мог его терпеть. Другого пути не было: тебе пришлось начинать все сначала. На этот раз, когда ты шил костюм, ты плакал над каждым стежком, все твоё высокомерие исчезло, и ты умолял: «Владыка мира, сжалься надо мной! У меня есть жена и дети. Пожалуйста, Вс-вышний, пусть костюм получится красивым!..» Всё, что ты делаешь с великим смирением, со слезами и молитвами — так прекрасно, так хорошо…
Вы знаете, друзья, раз в год Владыка Мира говорит нам: разберите всё на части и соберите снова. В Рош а-Шана и Йом Кипур, когда вы делаете тшуву, вы разбираете всё на части. Весь мир разваливается, всё не так. А потом приходит Суккот . Я строю сукку и снова соединяю свою жизнь по кусочкам. Но знаете ли вы, что я делаю над каждым стежком? Я кричу: «Владыка Мира, это лучшее, что я могу сделать для Тебя, но я умоляю Тебя, помоги мне!»
А в праздник Симхат Тора я надеваю этот новый костюм и возвращаюсь в свой дом. Внезапно я понимаю, что мир так прекрасен! Нет дня, когда в мире было бы больше смирения, — ведь это день Моше Рабейну, самого смиренного человека на земле, через которого Б-г дал нам Тору!
На Симхат Тора все евреи танцуют с маленькими детьми, а самый великий мудрец Торы танцует с Мойшеле-водоносом, и каждому ясно: может быть, Мойшеле знает Тору лучше, чем я. Может быть, когда я собирал свою Книгу, я допустил немного высокомерия — и теперь оно плохо пахнет. В день Симхат Тора все разбирают Книгу и собирают её вновь — и, гевалт, какая это Тора!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»