Темы: Тшува, Рош Ашана, Еврейское мировоззрение, Месяц Элуль, Батшева Эскин
Размышления о смысле жизни, о своем месте в этом мире и попытка заглянуть в Грядущий мир — эти мысли отличают всех «людей духа» от тех, кто живет только сегодняшним днем, — а значит, ограничивает свой мир лишь материальной его частью.
Различия между Виленским Гаоном, Лао-цзы, Анной Франк, Стивеном Кови, Львом Толстым и Шри Ауробиндо — очевидны, а увидеть то, что их объединяет, не всегда удается. Вот приближается праздник Новолетья, Рош аШана, и мы знаем, что это конец года и День Суда. Но ведь главное, чему посвящены молитвы этого праздника и трубление в шофар — это коронование Царя на царство над всей землёй!
Царь Вселенной, создав человека по Своему образу и подобию, вдохнул в него бессмертную душу. Бессмертная душа, не желая погрязнуть во мраке материальности, тянет ввысь, к своему Источнику, философов всех времен и народов. Кто-то делает философию своей профессией, для других потребность задуматься о законах мироздания диктуется их жизненными обстоятельствами.
Всевышний предписал нам, евреям, в преддверии Рош аШана, в тревожном месяце элуль, подготовиться к Дню Суда: раскаяться в своих грехах, вспомнить о том, как мы прожили этот год, взвесить свои поступки и исправить те черты характера, которые мешают нам стать теми, кем мы хотели бы стать.
Иногда осознание самой простой истины может стать той поворотной точкой, с которой начинается исправление. Большинство современных людей, живущих в цифровую высокоскоростную эпоху, просто не успевает остановиться и задуматься: куда бежим, от кого бежим. И даже заслышав голос элульского шофара, только вздрагивают: «Вот еще один год пролетел, а я варюсь всё в тех же проблемах… Всё так плохо, что нечего и пытаться что-то изменить…»
А между тем, раскаяние — тшува — доступно каждому и в любой момент. Стоит ли давать комментарии к тем цитатам известных людей, которые так подходят для месяца элуль, — месяца исправления и возвращения? Наверное, каждый из нас может стать автором того комментария, который подходит лучше всего именно для него, именно в тот момент времени и пространства, где он сейчас находится.
Итак: устремление, беспокойство, жизненный путь, принятие решений, возможности, добро и зло, надежда, изменение.
Устремление: «Если человек не стремится постоянно возноситься все выше и выше, он неизбежно опускается все ниже и ниже» (Виленский Гаон, Эвен Шлема, гл. 4).
Беспокойство: «Люди беспокоятся, что им будет не с чем жить. Они должны скорее беспокоиться, что у них не будет того, с чем умереть» (Хафец Хаим, Хаей а-Мусар).
Жизненный путь: «Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага» (древнекитайский философ Лао-цзы).
Решения: «Я не являюсь продуктом моих обстоятельств. Я продукт своих решений» (Стивен Р. Кови, лектор, автор бестселлера«Семь навыков высокоэффективных людей»).
Возможность: «Как замечательно, что никому не нужно ждать ни минуты, прежде чем начать улучшать мир» (Анна Франк, еврейская девочка, погибшая в лагере Берген-Бельзен, автор знаменитого дневника, обличающего нацизм).
Добро и зло: «Мы любим людей за то добро, что им сделали, и ненавидим за зло, которое им причинили» (Лев Толстой).
Надежда: «Ничто еще не потеряно, даже когда с человеческой точки зрения, дело кажется проигранным или безнадежным. Все потеряно лишь тогда, когда душа отказывается от усилий» (индийский философ XX века Шри Ауробиндо).
Изменение: «Когда я был молод, я хотел изменить мир. Я пытался, но мир не изменился. Затем я попытался изменить свой город, но город не изменился. Тогда я попытался изменить свою семью, но моя семья не изменилась. Тогда я понял: первым делом, я должен изменить себя» (Рабби Исраэль Салантер).
***
Рав Шломо Карлибах на одном из своих уроков рассказывал так. В добрые старые времена города были обнесены крепостными стенами и запирались воротами. Когда ворота раскрывались, трубили в шофар. В Элуле мы трубим в шофар, чтобы весь мир знал — и чтобы мы сами знали — что Вс-вышний открывает ворота. Вс-вышний вновь открывает для нас ворота…
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»